Стать грамотным

Анализ рассказа Е. Опочинина «Царские писанки»

Январь 6, 2016 / Литература / Комментарии: 0

Царские писанки. Анализ рассказаДля читателя, который незнаком с произведениями Н.Лескова, А.Ремизова, Е.Замятина, небольшой рассказ забытого ныне Е.Опочинина «Царские писанки» станет откровением стилистического плана.

Это некое «плетение словес» или словесная орнаменталистика. Совершенно очевидно, что автор весьма искусен в слоге и его словарный запас велик. Преобладает лексика простонародная, разговорная. Часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «кафтанишка», «плетушка», «калачик».

Это рассказ-ретроспекция, рассказ, выдержанный в двух временных планах: «было» и «стало». Рассказ с одним героем – Саввой Багрецовым. Никаких событий в рассказе, в сущности, не происходит. Савва Багрецов вспоминает время, когда он был Савкой, вынужден был влачить полуголодное существование и даже побираться.

Читать

Чтобы прочитать рассказ Е.Опочинина «Царские писанки», нажмите иконку

Голос автора почти сливается с голосом героя, с его внутренним голосом, с его заветными думами.

Всё чудесным образом преобразилось на Пасху, когда прозвучали заветные слова «Христос воскресе!» и им в ответ – «Воистину воскресе!» После чудесной встречи с самим царем дела Саввы пошли в гору. Его писанки стали бойко продаваться, он разбогател и уже не нуждался. В фигуре царя узнается сам Иван Грозный.

История успеха, история спасительного преображения. Эти истории были популярны в народе, особенно на Пасху и на Рождество, когда многим так хочется чуда. И в рассказе не случайна оговорка автора – трудно понять, произошло ли всё на самом деле, или приснилось.

За густой словесной вязью особого содержания нет. В этом своеобразие жанра сказа, его внешняя привлекательность. И все-таки из нашего столетия отчетливо понимаешь: картина, которую воссоздает сказ или лубок, имеет мало общего с реальностью. Вряд ли была  та сусальная, благолепная Русь, которой так восторгались многие художники и на которую молились верующие.

Рассказ идеологически выдержан в духе триады «православие – самодержавие – народность», официальной формулы Российской империи. Если учесть, что рассказ написан в 1910 году, когда империя Романовых уже трещала по швам, то становится понятно – такие произведения должны были укрепить связь монархии с народом, напомнить о том, как царская милость могла помочь простым людям твердо встать на ноги.

Тема рассказа – чудесное преображение судьбы бедного и талантливого мальчика. Идея рассказа – вера и труд обязательно вознаграждаются, надо только уметь терпеливо ждать своего «звездного» часа.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.