Стать грамотным

Антон Макаренко сквозь призму времени

Август 7, 2015 / Педагогика / Комментарии: 0

Антон Макаренко сквозь призму времениКто такой Антон Семенович Макаренко, хорошо известно выпускникам педагогических институтов и тем, кто, так или иначе, связан со школой и вузом, кто работает с детьми, особенно в т.н. классах коррекции. Великий советский педагог. Тем не менее, сейчас его имя упоминается очень редко. Можно сказать грубее – его выбросили на помойку вместе со многими вещами, которые достались нам от Советской власти. Почему? Потому что, во-первых, Макаренко действовал не только своей волей, он был чекистом и только в последние годы жизни ушел из органов. Во-вторых, после смерти Макаренко реабилитировали и сделали классиком советской педагогики, одели в хрестоматийный глянец. А между тем, сегодня в стране 6 миллионов беспризорников. Это почти столько же, сколько было во времена Макаренко. А работать с ними некому. Нет таких подвижников. Тогда нашли путь возвращения запущенных детей к нормальной полноценной жизни, а сегодня власть расписывается в собственной беспомощности. Что же такого сделал Макаренко, чего боятся или не умеют сделать сегодня?

Отшумела гражданская война. На улицах оказалось  несколько миллионов детей. Им угрожали болезни, голод и холод. Смерть казалась лучшим выходом. Сам грозный руководитель ЧК Ф.Э.Дзержинский активно занялся этими бродяжками. Приходилось их отлавливать, в том числе снимать с поездов, чтобы затем поместить в колонии и детские дома. В 1920 году, недалеко от  Полтавы открылся очередной детский дом. Заведующим и стал Макаренко. Он был строен, собран, всегда с приподнятой головой, немного прищуренные близорукие глаза излучали доброту, походка быстрая, чеканная, легкая. Собственно, именно таким он встает и из фильма «Педагогическая поэма», снятого в 1955 году.

Макаренко смирился с властью большевиков, хотя духовно не был с ними. Он принял новое назначение с радостью. Ему казалось, что он знает, как воспитать нового человека. Все его книжные идеи и иллюзии рассыпались в прах вскоре после прибытия в колонию. Здесь он ожидал увидеть несчастных маленьких детей, вернуть которых к нормальной жизни не составит особого труда. На деле же перед ним были великовозрастные хулиганы и отъявленные бандиты. Они не хотели попасть под расстрельную статью, поэтому свой истинный возраст сознательно занижали. Пышным цветом в  колонии процветали и воровство, и кровавые драки, и изощренные издевательства старших над младшими. Случались побеги, а уж про вранье и хамство и говорить нечего – хамили всем и напропалую. Кое-что из этого показано в самом начале фильма. Что делать с этой дикой вольницей? Как достучаться до огрубевших сердец? Макаренко перечитал кучу педагогической литературы, но ответа на эти вопросы не нашел. Предстояло браться за дело самому – методом проб и ошибок. И он взялся.

Макаренко написал не первую поэму в прозе. Но никакого подражания Гоголю в жанровом обозначении книги нет. «Поэма» Макаренко включает и те страницы, прочитав которые, понимаешь, насколько нелегок труд подлинного педагога, как неимоверно трудно бывает ему не озлобиться и не сорваться, не ударить того или иного малолетку или великовозрастного оболтуса.

Ясно было одно – для начала нужна жесткая дисциплина. Так появились сначала звенья, потом отряды. У каждого —  собственное знамя. И он сам из воспитателя, учителя превратился в командира. И Макаренко вскоре увидел: беспризорники стали подтягиваться, меняться. Макаренко был горазд на розыгрыши, выдумки, затеи. Его обожали, ему верили, за ним шли.

Еще один вывод, сделанный Макаренко в ходе работы: воспитанникам необходимо почувствовать себя гражданами, полноценными членами нового общества. Стало быть — им не следует напоминать о прошлом. Макаренко не стал принимать во внимание личные дела колонистов. Тем самым он решил начать их воспитание как бы с чистого листа. Он считал, что нет такого понятия – правонарушитель. Есть люди, попавшие в бедственное положение.

Итак, дисциплина и индивидуальный подход. Но требовалось еще что-то объединяющее. Макаренко придумал дело, конкретную цель для каждого отряда. На свет появилась трудовая колония имени Горького. Люди объединились добровольно. Никого здесь не удерживали силой. Никаких решеток не было. Хочешь жить здесь – оставайся. Но подчиняйся законам. Они едины для всех. Колонисты овладели традиционными  деревенскими профессиями и сумели добиться успехов в сельском хозяйстве. Они стали хозяевами всего. Они сами охраняли сейф с деньгами, которые заработали. Колонисты росли и совершенствовались. Они гордились сделанным и отвечали за результаты своего труда. Макаренко поднимал у них веру в себя, говорил о человеческой чести. Он заведовал колонией в течение восьми лет, а потом поехал поднимать другую. Преуспел и там.

Фильм, снятый по мотивам самой знаменитой книги Макаренко, конечно, не передает всего ее содержания. Не принадлежит он и к числу шедевров советского кинематографа. Многие конфликты приглушены, сглажены, духовное перерождение колонистов через самодисциплину и труд показано чересчур скомкано. Создается впечатление, что им потребовалось не так уж много времени, чтобы понять пагубность своего прежнего поведения и встать на путь исправления. Самые сильные сцены – первый совместный труд по заготовке дров, первый сноп, несомый мальчиком Ваней и вручаемый дорогому гостю – Максиму Горькому. Ему, собственно, «Педагогическая поэма» и посвящена.

 Павел Николаевич Малофеев


Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: