Стать грамотным

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Сатирические страницы романа. Кто за что наказан?

Январь 3, 2018 / Литература / Комментарии: 0

Сатира в романе МАСТЕР И МАРГАРИТАМ.А. Булгаков всегда отстаивал свое мироощущение. Он отправляет письмо в правительство, где выражает свое нежелание подчиняться всему происходящему. И – «свершилось мое писательское уничтожение»: он становится внутренним эмигрантом в собственной стране. Рождается роман «Мастер и Маргарита» — одно из самых сложных, смелых и противоречивых произведений в мировой литературе.

Главный герой – Иешуа, несмотря на то, что он появляется только в двух главах. Автора уже давно мучила тайна евангельской трагедии. «Мастер и Маргарита» — роман-завещание.

В первой сцене с Христом (глава II) Булгаков акцентирует внимание на слове «человек». Его интересует сугубо человеческий аспект, нравственное сознание бога. Понтий Пилат – наместник римской власти. Самооценка героя – «свирепое чудовище». Белый с кровавым подбоем плащ – олицетворение всесильного и жестокого господства. Сталкиваются могущество власти и человеческая незащищенность.



По утверждению Иешуа, все должно основываться на справедливости и добрых людях. Злых нет. Беда Пилата в том, что он окончательно утратил веру в людей. Он верит в могущество государства, силу силы, если можно так выразиться. Первоначальное решение – отпустить Иешуа, но затем наместник кесаря слышит, что тот покушался на святая святых – римскую власть. Игемон пожелал-таки спасти Га-Ноцри, но спасение не удалось: подзащитный не приемлет неправдивых путей. Прокуратор предпринимает еще одну попытку, беседуя с главой Синедриона Каифой, но тот решил освободить Варравана.

Сон игемона.

Главное – казни не было, Иешуа жив. Он единственный, кто снял с Пилата чудовищную головную боль, обладая даром чувствовать чужое страдание так же, как и свое. Га-Ноцри предсказал прокуратору муки совести и бессмертие, которое игемон будет потом проклинать…

Перед нами трагедия безвинно убиенного и его убийцы. Иешуа оказывается более сильным человеком, чем могущественный прокуратор Иудеи. Пилат приказывает убить Иуду и надеется тем самым оправдаться перед своей совестью. В Евангелии игемон не чувствовал себя виноватым («Я умываю руки»), а у Булгакова он страдает две тысячи лет. В конце концов, две тысячи лет спустя он искупит свою вину и будет прощен. Образовывается знаменитая тема покаяния.

Все за что-то наказаны.

Берлиоз, например, за то, что был председателем МАССОЛИТа (эта организация причинила немало страданий Мастеру) и верил в безграничное всемогущество человека. Школа духовного рабства… Под влиянием таких, как Берлиоз, литература утрачивает моральные ценности. В МАССОЛИТе обсуждаются далеко не высокие темы: речь идет о материальных благах. Нет ничего ужасного в том, что люди периодически потакают своим слабостям, но у булгаковских героев это превалирует.

Истинным художником может руководить только вдохновение. И Берлиоз наказан за служение не литературе, а действующей власти. Бездомный пострадал меньше в силу некоторой собственной ограниченности, не позволившей ему в полной мере «развернуться». К тому же, в глубине души он прекрасно понимает, насколько он неважный поэт…

Степу Лиходеева наказывают за разгулы, своего рода беспредел и полную некомпетентность в вопросах, которыми он по роду деятельности призван заниматься.

Сцена в Варьете.

Воланда интересует вопрос: изменила людей революция или нет? Понятно, что прежде злой гений бывал в первопрестольной до октябрьских событий. И он убеждается, что москвичи остались теми же самыми. Легко изменить моду и лозунги, но крайне трудно преодолеть исконные свойства человеческой натуры.

Роль Воланда и его свиты – обнажать подлинную сущность явлений. Они выводят на первый план все человеческие пороки.

Иешуа, утверждая истину, пошел на Голгофу. Мастер не заслужил света – заслужил покой. Почему? Свет – истина, за которую богочеловек расстался с земным существованием, а Мастер сжигает свой роман, отказавшись служить ей до конца. Есть три стадии: свет, покой, тьма. Свет – Га-Ноцри, покой – Мастер, Тьма – Воланд и его свита. Мастер сломался, отказавшись от своего признания. Покой заслужил тот, кто честно прожил свою жизнь. У Мастера угасает память, так что еще неизвестно, что для него покой – награда или наказание…

Эпиграф.

Тема Фауста всегда волновала М.А. Булгакова, отсюда и Маргарита… Воланд у Гете – дьявол.

Смысл эпиграфа – добро и зло всегда идут рядом, граница очень зыбкая. В сущности, если идти дальше, это и вовсе две стороны одной медали. Невозможно оценить свет, не зная тьмы.

Если нет зла, добро теряет смысл. Каждому дается по своей вере. Зло в руках Воланда – торжество правого суда. Роман создается в пятидесятые годы (апофеоз зла). Злополучная квартира №50 – отражение времени. Многие уходили и не возвращались обратно. Добро было унижено настолько, что само зло вынуждено было за него вступиться…

Лидия Рыжова

Образ луны в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита». Сериал В. Бортко

«Мастер и Маргарита». Фильм Ю. Кары

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.