Стать грамотным

Чего боятся учителя?

Январь 26, 2014 / Дела учительские / Теги: комментариев 15

Чего боятся учителяВ произведениях мирового искусства задаётся немало вопросов: «По ком звонит колокол?»,  «Хотят ли русские войны?»,  «Отчего так в России берёзы шумят?»… Но никто никогда не задумывался: чего боятся учителя? А ведь вопрос-то интересный, щекотливый.

С одной стороны,  посмотришь — обыкновенные люди и страхи у них обычные, людские: мыши,  например, или боязнь высоты. А с другой? Была у меня одна знакомая, бывшая «училка», вся из себя (сейчас на телевидении, кстати, работает). Так вот она очень боялась признать чужое превосходство в знаниях. Как ей ни доказывали, что она не права, — ни в какую не хотела признавать собственные просчёты. А ведь ошибки в работе учителя могут сломать не одну жизнь – уже в самом её начале…

Говорят, что миром правят «троечники»: они практичны, активны, хладнокровны. Им не надо рассуждать, ведь жизнь, чаще всего, предоставляет только один вариант. Выходит, что фактического выбора у человека нет. Это нам и указывает на один из учительских страхов — боязнь ненужности. Вспомните сами: сколько раз в жизни вам пригодилась таблица  Менделеева или труднозапоминаемые логарифмы, которыми вам так упорно забивали голову в школе? Часто ли вы размышляете над тем, как напряжение влияет на сопротивление? Если взрослый не может понять, для чего ему эти знания, то ребенок и подавно…

Не менее распространённый страх педагога — крест на личной жизни. Сколько ни вспоминаю учителей/преподавателей, — лишь единицы по-настоящему счастливы в браке. Мне не совсем понятно, какие факторы мешают представителям учительской профессии иметь нормальную семью, теплоту и домашний уют. Возможно, это страх быть осужденным коллегами, а быть может, даже учениками. Или боязнь получения очередного неудачного опыта… К сожалению, мы об этом никогда не узнаем.

Хотелось бы остановиться и на компьютерном страхе. Ни для кого не секрет, что немало таких педагогов, которые не только не умеют пользоваться компьютером, но и включать его не умеют. А самое странное, что некоторые даже и не хотят этому научиться. Понятно, освоить технологии, быстро идущие вперед, непросто. Но базовые программы-то можно изучить, тем более что сейчас для учителей проводится миллион обучающих курсов и семинаров. В крайнем случае, сами ученики могут помочь в освоении некоторых программ. Но тут мы упираемся в ещё один страх – боязнь потери авторитета. Как же – яйца курицу учат! Некоторые учителя почему-то считают, что авторитет заключается в ношении короны на собственной голове. И не дай Бог ей, этой короне, пошатнуться!..

Все перечисленное очень напоминает «золотые» правила жизни: не убей, не укради, не лги и пр. На мой взгляд, у учителя должен быть не только индивидуальный подход к детям, но и индивидуальный подход к самому себе. Такой подход заключается в желании познать новое, умении распознать талант, стремлении показать нужность и практическую значимость предмета, а иногда — и признать поражение.

К сожалению, подчас складывается ощущение, что учитель сидит не в кабинете, а в стеклянной коробке и не желает выбраться из нее. Лишь избранным педагогам, несмотря на недовольство и осуждение со стороны учеников, родителей и руководства, удается сдвинуться с места. Остальные навсегда останутся чем-то вроде главного героя романа Франца Кафки «Процесс»!

Червяк Ярослав Викторович

Специально для сайта «Стать грамотным»

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Чего боятся учителя?: 15 комментариев
  1. Январь 26, 2014 в 5:59 пп –

    А ведь большинство учителей свои страхи скрывает — причём довольно искусно. Излишняя строгость, неоправданная требовательность, чрезмерная дотошность и самоуверенность — всё это, если разобраться, учительские «маски», за которыми «прячется» СТРАХ…

  2. Павел Малофеев
    Январь 27, 2014 в 5:39 дп –

    Очень толковая статья, и всё в точку. Спасибо!

  3. Александра
    Январь 28, 2014 в 3:54 пп –

    Если рассуждать о вечном, то учитель боится, что его ожидания в отношении учеников, будут не оправданы.

  4. Оксана
    Январь 29, 2014 в 9:59 дп –

    Я раньше даже об этом не задумывалась, но замечала, что учителя, у которых счастливая крепкая семья, они учат лучше. Они добрее, если у них есть надежный тыл, нет проблем дома, то они спокойнее по характеру и могут больше думать о работе. Дети им доверяют, потому что они не придираются к ученикам без повода. У них реже бывает плохое настроение. Многие учителя действительно компьютера боятся, особенно кому за сорок.

  5. Наталина
    Февраль 1, 2014 в 1:52 пп –

    Не знаю, спорно всё это. У меня мама педагог с 40-летним стажем. Обсудила с ней эту статью и могу сделать ряд выводов. Такие страхи можно отнести к представителю любой профессии. Страх ненужности, боязнь потери авторитета, крест на личной жизни — такие страхи , как правило присущи большинству работников умственного труда, чей возраст перевалил за 40, особенно в чьем подчинении находятся другие сотрудники. Кстати, у нас замечательная крепкая семья, у мамы всегда находилось на нас время. Да и с большинством семей педагогов я тоже знакома не понаслышке, это очень крепкие и дружные семьи. Так что всё вышеописанное в статье, не больше, чем подборка стереотипов, и то весьма сомнительных, уж извините.

  6. Лиза
    Февраль 2, 2014 в 9:21 дп –

    Верно подмеченные недостатки наших наставников. Учителя всегда стояли особняком в обществе.

  7. Денис
    Февраль 2, 2014 в 11:54 дп –

    Больший страх для учителя- это должно быть потеря авторитета. А в наше время, когда школьнику «послать» преподавателя на весь класс, записывая это на камеру, становится «престижно», то за такое отношение не только учителю становится обидно, но и обществу. Хотя некоторые родители еще и поддерживают своих детей, мол сами пристаете к ребенку.

  8. Александра
    Февраль 2, 2014 в 12:41 пп –

    У меня у самой педагогическое образование, так что по себе могу сказать — многое верно. А еще очень тяжело бывает переломить своё «учитель всегда прав» (вне школьных стен такая позиция часто мешает).

  9. Зария
    Февраль 9, 2014 в 10:15 пп –

    Ничуть не согласна! У меня за спиной 23 года педагогического стажа…. По поводу компьютеров: ничего, ВЫ, многоуважаемый не знаете! У меня как раз и сложилось впечатление, что статья написана лет 10 назад! Вы, вероятно совсем не в курсе современности, и нового стандарта образования… ВСЕ, поверьте мне, ВСЕ знают компьютер, заполняют электронный журнал, скачивают не только документы, но и музыку для уроков и внекласски, создают свои электронный сайты, делают презентацию(которую и детки не все умеют!) РАботают не только в «ВОРДЕ»(не хочется англ перключать, извините), но и «ЭКСЕЛЕ»(нам питание приходится считать!) Именно учителя по роду своей профессии вынуждены печататься в разных Электронных сайтах, а не только в соцсетях умеют на «ИГРЫ» приседать……………По поводу семей: да и у меня не всё сладко было! А известно ли ВАМ, дорогая молодёжь, что мудрость семейная не в разводах заключается, а в умении «ЖИТЬ» и создавать комфорт для своей семьи, комфорт не в смысле физическом, а имею в виду психологическую атмосферу……. А разве не УЧИТЕЛЬ может быть артистом, и репетитором? бухгалтером и одновременно секретарём? именно учитель будет подрабатывать в сетевом маркетинге, ТАЛАНТЛИВЫЙ человек талантлив во всём!!! Именно этой категории людей всё интересно, за всё они берутся с энтузиазмом, именно им не хватает 24-х часов в сутки! Именно УЧИТЕЛЬ все 24 часа на виду, именно их личная жизнь обсуждается прежде всего! Это общественные люди, такие же, как артисты! Вот только ПИАР не для них…. И пусть каждый останется при своём мнении! Я отвечу за всех! и.. . никакого СТРАХА за жизнь! наоборот: ив 50 они продолжают жить так, будто им 30! кто против? Я знаю, что я востребована! Я буду всегда нужна! И я всё смогу, потому что, дорогие мои: наша профессия обязывает нас, это-во-первых, а во-вторых: учительство, даже не профессия, это ДИАГНОЗ! настоящий учитель не испытывает ничего того, о чём была речь……

  10. Илья
    Февраль 10, 2014 в 1:47 дп –

    А вот я полностью поддерживаю автора, мне вообще показалось, будто про мою школу писали в статье. У нас учителя с высшими категориями не умели и не умеют включать компьютер! Вопрос о том, как они получили эту категорию, я оставлю открытым!

  11. Екатерина
    Март 22, 2014 в 11:06 пп –

    настоящий учитель не боиться того, о чем вы написали, чаще этого боятся те, кто пришел в школу случайно и задержался там ненадолго… А случайные люди встречаются везде, их вымывает время!

  12. Катя
    Ноябрь 19, 2014 в 8:01 пп –

    Согласна только с одним-незнанием компьютера и нежеланием его освоить. Я маму, замечательного педагога с 30-летним стажем пыталась посадить за компьютер и научить в течении ШЕСТИ лет.Всю работу (печать, интернет, публикации, портфолио) выполняла за неё.Да,я понимала,что ей некогда,устаёт. А мне ведь это сделать гораздо быстрее! Каждый раз отговорки: я устала, я не запомню,давай завтра. И сейчас мама не понимает смысла слова «сайт» и «электронная почта». Я наткнулась на эту статью потому, что именно сейчас вопрос стоит остро. Мама не признаёт, что она сама виновата.И я заметила,педагоги так сказать «старой закалки» не считают нужным освоить современные технологии в преподавании. Они считают, что всё и так знают!

  13. Марина
    Декабрь 7, 2014 в 12:04 пп –

    Здравствуйте!Очень интересны комментарии по этому вопросу. Но никто не задумывался над вопросом: «А когда все успевает делать учитель?» И семья, и работа, и ученики (если ты еще классный руководитель). Посмотрите на нас с другой стороны, чтобы думать о том, чего мы боимся, подумайте о том, как учатся сейчас дети. Я скажу:»Никак».Нет уважения к труду учителя. А мы, поверьте, стараемся все успевать, да еще зависеть от всяких чиновников.

  14. Аноним
    Январь 24, 2016 в 10:05 дп –

    Полностью поддерживаю Марину и Зарию!!! Чтобы понять учителя, нужно оказаться на его месте и поработать этак лет 30-40 в школе с разным контингентом: родители с «коронами на голове», такие же дети, администрация, которая умеет только требовать сиюминутного исполнения любого поручения…Этот ряд можно продолжать до бесконечности.Я не жалуюсь,а привожу реальные факты. Не судите, да не судимы будете!!!

  15. Ольга
    Апрель 20, 2016 в 7:57 пп –

    Школьные учителя обладают властью, о
    которой премьер-министрам остаётся только мечтать. Уинстон Черчилль

    Коллеги!
    Любимые, коллеги!
    В силу своего мятежного характера я много думала: учитель- кто ты? учитель — какой ты?
    Учитель:
    — каждый день ты пишешь по несколько сценариев пьесы «Урок», значит
    сценарист;
    — каждый день ты продумываешь мизансцены пьесы «Урок», значит режиссер;
    — каждый день играешь в пьесе «Урок» главную роль, при чем другие
    «актеры» зачастую не знают своих ролей, значит ты актер;
    — каждый день открываешь гений «актеров-бармалеев» (дети все гении) и
    находишь, значит ученый;
    — каждый день выслушиваешь белиберду в оправдание, значит терпеливый;
    — каждый день требуешь четких ответов, значит строгий;
    — каждый день даришь еще один шанс, значит добрый;
    — каждый день даришь надежду, а не оценки, значит честный, справедливый;
    — каждый день бываешь и прав, и не прав и понимаешь это, и просишь прощения у
    гениев-бармалеев, значит сильный;
    — каждый день прощаешь и любишь своих учеников, значит благородный;
    — каждый день…
    Вы растите будущее страны и это не пафос, это истина.
    Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние.
    Это моё поздравление с днём учителя коллегам. Но увы, не все таковы.Разве нет в Ваших школах стукачей, доносчиков, продажных за премию,… ?

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: