Стать грамотным

Чем является педагогика?

Март 28, 2016 / Педагогика / Комментарии: 1

Чем является педагогикаБуквально несколько лет назад российское научное сообщество или то, что от него еще осталось, потрясло сразу несколько скандалов, связанных с проверкой части кандидатских и докторских диссертаций на антиплагиат. Энтузиасты или злопыхатели (это уж кому как угодно) взялись, прежде всего, за историков.

Мне уже тогда подумалось: а надо за педагогов! Вот бы где головы и звания полетели! Впрочем, диссертационные советы стали в массе «заворачивать» кандидатские и докторские диссертации по педагогике – причем, решительно и бесповоротно. Давно пора!

И не подумайте обо мне как о субъекте кровожадном, завистливом и принципиальном. За годы работы жизнь сводила с настоящими педагогами, причем без званий. И с теми, чья ученая степень была откровенно куплена.

Довелось несколько раз и выступать рецензентом, а также корректором кандидатских диссертаций по педагогике. Учили нас педагогике в вузе неплохо. Тогда она еще не была так выхолощена и умерщвлена, как сегодня. Имена Я.А.Коменского, Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, А.С.Макаренко для вашего покорного слуги и поныне – не пустой звук. Но это – «нетленка», классика. А как быть с теми, кто претендует на роль «живых классиков» и не без оснований?

Признаюсь честно – работ по педагогике бегу как огня. После тех самых рецензирований и вычитываний. Полным профаном себя в этой области не считаю. Очень хотелось проникнуться смыслом и научной новизной. Не смог – при всем желании.

Авторы то ли переливают из пустого в порожнее, то ли общаются на таком языке, который доступен лишь посвященным. Много общих слов, голого теоретизирования. Сговорились они что ли? Нормальный человек часть кандидатских и докторских диссертаций по педагогике просто не воспримет. Кого я имею в виду под нормальным человеком? Конечно, не алкоголизированного маргинала или интеллектуального хмыря.

Аргументы в пользу того, что педагогика – наука. Во-первых, ее «возраст» исчисляется несколькими веками, а само слово «педагог» возникло еще в Древней Греции. Во-вторых, к ХХ веку оформилось несколько педагогических школ и направлений, оппозиционных друг другу. В-третьих, педагогика является вузовской дисциплиной и преподается студентам в подавляющем большинстве учебных заведений.

Аргументы в пользу того, что педагогика – искусство. Во-первых, одними только вопросами воспитания подрастающего поколения дело не исчерпывается. Педагогика имеет выходы в область психологии и других смежных дисциплин. Во-вторых, отправной точкой в любом деле является личность того, кто этим делом занимается, его воодушевляющий пример. В-третьих, педагог это еще и артист разговорного жанра, который и промолчать вовремя сумеет, когда в этом имеется острая потребность.

Аргументы в пользу того, что педагогика есть сумма технологий. Одной интуиции явно недостаточно в воспитательном процессе. Существуют алгоритмы поведения, типы темпераментов, набор конфликтных ситуаций и проч. За долгие десятилетия совместными усилиями удалось выработать и «противоядие» от многих проблем.

Однако с помощью логики и набора воспитательных приемов невозможно предусмотреть все случаи и ситуации. Как нет теории без практики. И только та теория входит в учебники, что проходи испытание практикой. Следовательно, педагогика – нечто комбинированное, включающее в себя элементы науки, искусства и суммы технологий.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Чем является педагогика?: один комментарий
  1. Ольга
    Апрель 20, 2016 в 7:24 пп –

    Главный закон педагогики — безусловная любовь. Главный талант педагога — человеколюбие. Главное, что не должен делать педагог — лгать.Дети очень тонкий индикатор, без доверия дверь души закрыта, а в закрытую дверь стучат, порой очень сильно стучат и ломают. Будут ошибки, да, но при наличии любви, человеколюбия, доверия можно быстрее достичь понимания.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: