Стать грамотным

Что читать дошкольнику?

Март 17, 2017 / Для родителей / Комментарии: 0

Детская литератураДетская литература является своеобразной частью общей литературы. Она развивается по общим литературным законам, имеет уникальную специфику, характерную для искусства в целом и для детской литературы в частности.

Отличительной чертой литературного искусства является создание художественных образов посредством слова. Детская литература тоже создает художественные образы, но слова при этом используются более доступные для восприятия ребенка, структура фраз формируется с учетом детского восприятия.

Что родителям нужно знать о детской литературе?

Литература, в том числе и детская, имеет свои роды и виды, использует определенные художественные приемы (их называют «тропы»). К родам общей литературы относятся:

1. эпос – повествовательные, как правило, прозаические произведения (рассказ, роман, сказка, повесть);

2. лирика – стихи, песни, оды (сатирические, любовные, пейзажные, патриотические и прочие);

3. драма – художественные произведения, создаваемые для постановки на сцене (трагедии, комедии).

Виды литературы: роман, басня, былина, научная фантастика, новелла и прочие.

Детская литература прошла сложный путь развития и формирования от фольклора к устному народному творчеству и авторским произведениям, от рукописи к печатному изданию.

В чём особенность детских книг?

В чем же специфика книг для детей? В них едины воспитательные, познавательные, развивающие задачи. Принцип доступности, соответствующий возрасту ребенка. Содержание и язык относительно просты, но обязаны быть образными, яркими. Обязателен принцип наглядности.

С какого возраста ребенок знакомится с литературными произведениями? Когда родителям следует начинать использовать литературу как средство развития и воспитания малыша? С рождения. Да, именно с первых дней жизни маленький человек должен слушать колыбельные, пестушки, прибаутки, потешки. К слову, детские психологи не случайно настаивают на том, что мама должна разговаривать со своим ребенком, когда тот еще находится в ее утробе (примерно с седьмого месяца беременности), уже в этот период пора начинать петь ему колыбельные и рассказывать простые стихи.

А что же из себя представляют вышеназванные произведения?

1. Колыбельная – небольшое по объему поэтическое произведение спокойного напевного характера, предназначенное для успокоения и убаюкивания малыша. Словам, используемым в колыбельных, характерны мягкость, наличие уменьшительно-ласкательных суффиксов («ктенька-коток», «Ванечка»).

2. Пестушки – небольшие по объему поэтические произведения, сопровождающие пассивные движения младенца, например, во время развивающей гимнастики. Характерны уменьшительно-ласкательные суффиксы, рифма, четкий ритм.

3. Потешки – небольшие по объему поэтические произведения, сопровождающие первые элементарные игры ребенка («ладушки», «топоточки» и прочие). Они сопровождают примитивные развлечения, массаж, способствуют развитию речи, мелкой моторики (цель: вызвать у ребенка речевую активность, стимулируя его желание повторять звуки и слоги за взрослыми). Как правило, имеют форму диалога («- Где были? – У бабушки!»). Обязательны рифма и определенный ритм.

4. Прибаутки – небольшие по объему произведения, имеющие свой простой сюжет (например, всем известная прибаутка «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор…»). Рассчитаны на запоминание и повторение ребенком. Обязательно наличие сюжета, рифмы и ритма.

Примерно с полутора — двух лет ребенок знакомится с пословицами и поговорками (поговорка – это смысловая часть какой-то известной пословицы), загадками, небольшими стихотворениями и простыми сказками. Первыми сказками ребенка, как правило, становятся произведения народного творчества (например, «Курочка Ряба»). Чем старше ребенок, тем более сложные по структуре фраз, терминологии, сюжету и количеству персонажей сказки должны входить в его жизнь («Колобок», «Репка» и более объемные).

Сказки бывают:

1. Кумулятивные. Самые простые по содержанию. Основаны на повторах («Репка», «Теремок»).

2. Сказки о животных. Главные герои – животные, олицетворяющие поведение, характеры, быт людей, жизнь в коллективе («Зимовье зверей», «Кот и лиса» и прочие).

3. Волшебные сказки. Самые богатые в художественном отношении. Характерны непременные условия: наличие зачина, завязки, запрета («Не пей из копытца…») и его нарушения, спасения, развязки. В них непременно есть герои и антигерои, персонажи-дарители (например, Баба Яга дарит волшебный клубочек для спасения главного героя) и так далее.

Детская литература как средство воспитания и развития дошкольника

Мало прочитать ребенку сказку или любое другое произведение. Задача родителей – стимулировать работу его мышления, развитие внимания, памяти и речи, нравственных устоев и морали. Поэтому после прочтения каждого произведения необходимо обсудить его с ребенком. Самым простым методом будет «вопрос-ответ». «Про кого ты узнал?», «Куда они пошли?», «Что делали?», «Кто самый добрый в сказке?», «Кто красивый?», «Кто поступил плохо? Почему?», «Что тебе понравилось?», «С кем из героев ты подружился бы?» и так далее. Очень ценно, если ребенок будет пояснять свои мысли, доказывать.

С четырех-пяти лет дети начинают слушать басни, сложные по сюжету волшебные сказки, авторские произведения. Среди авторов, на произведениях которых воспитываются дети, непременно должны быть: И. А. Крылов, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, П. П. Ершов, К. Д. Ушинский, М. М. Пришвин, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков. В более позднем дошкольном возрасте и в начальной школе сложность произведений увеличивается. Увеличивается и количество авторских произведений. Но всегда действуют следующие правила:

1. доступность. Ребенок должен понимать то, чт он слышит. Следовательно, при выборе произведения для чтения непременно учитывается возраст маленького слушателя;

2. наглядность. До определенного возраста дети наделены лишь наглядно-образным мышлением. Если малыш слушает стихотворение о березке, следует показать ему это дерево в настоящем виде (в сквере, во дворе). Если же реальный образ недоступен (например, слон или лапти на лапах лисы) ребенок должен увидеть это на иллюстрации. Образы — и реальные, и нарисованные — непременно обсуждаются. Чтение должно сопровождаться демонстрацией: мама читает, ребенок в это время смотрит иллюстрации к этому тексту. То есть, зрительный и слуховой образы должны совпадать;

3. повторение и обсуждение. Чем старше ребенок, тем более серьезные вопросы по смыслу произведения ему задаются. Примерно с четырех-пяти лет дети умеют замечать и второстепенные (дополнительные, вспомогательные) детали, использованные в тесте. Их тоже следует обсуждать. Это помогает развить объем внимания и стимулирует развитие слуховой и образной памяти, мышления;

4. помогать маленькому ребенку искать причинно-следственные связи. В более позднем детстве дошкольник способен выделять эти связи самостоятельно. Более того, он уже может прогнозировать, отвечая на вопрос типа «А что было бы, если бы Кот и Дрозд не услышали Петушка?» и обосновывать свои суждения;

5. обсуждать с детьми добро и зло, поступки героев. При обсуждении родители должны предоставить ребенку возможность больше говорить самому. Так развиваются его речь и логическое мышление, способности к анализу.

Замечательная фраза В. Высоцкого «…Значит нужные книги он в детстве читал…» должна стать постоянным напоминанием всем родителям. Читая и обсуждая с малышами книги, родители не только стимулируют развитие умственных способностей и психических процессов ребенка, но и закладывают в сознание ребенка основы морали, мировоззрения, этики, любви и дружбы.

 

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.