Что такое дисграфия
Дисграфия — серьёзное препятствие на пути овладения грамотой. Виды дисграфии варьируются, разнообразны и её причины. Поэтому универсальных методов лечения дисграфии нет — всё индивидуально.
Чтобы решить эту проблему, попробуем найти её корни. Итак, что такое дисграфия и можно ли от неё избавиться? Рассказывает логопед Ольга Лавицкая.
Дисграфией называют специфические трудности в овладении письмом у детей с сохранным слухом и интеллектом, а также расстройства навыков письма у взрослых.
В отличие от закономерно встречающихся у каждого ребенка ошибок при овладении письмом, называемых физиологическими, наличие дисграфии делает ошибки гораздо более многочисленными, регулярно повторяющимися, сохраняющимися длительное время. Такое стойкое нарушение становится серьезным препятствием для овладения грамотой в начальных классах, а позже вызывает большие трудности в усвоении грамматики.
Причины дисграфии
Причины возникновения дисграфии могут быть:
- биологическими – обусловленными недостаточной сформированностью некоторых высших психических функций;
- социально-психологическими – обусловленными педагогической запущенностью, замкнутостью ребенка в себе, ограниченностью его речевых контактов.
Виды дисграфии
В зависимости от того, у какого именно из анализаторов нервной системы человека нарушено аналитико-синтетическое функционирование – зрительного, слухового, двигательного или речевого, диагностируются следующие виды дисграфии:
- моторная – выражается в трудностях движения руки во время письма, нарушениях связей моторных образов слов с их зрительными и слуховыми образами;
- оптическая – возникает из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных функций, проявляется заменами графически сходных в написании букв;
- артикуляторная – ошибки на письме допускаются из-за неправильного произношения звуков в устной речи;
- акустическая – возникает при нарушениях фонематического слуха, проявляется в замене близких по фонетическим характеристикам букв;
- аграмматическая – ошибки на уровне слов и предложений обусловлены недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.
Чаще всего дисграфия сочетается с нарушениями чтения – дислексией, поскольку все виды речи тесно взаимосвязаны между собой. Кроме того отдельно классифицируется дисорфорграфия – стойкая неспособность в освоении орфографических навыков при знании соответствующих правил.
Дети с дисграфией способны овладеть письмом в полном объеме при условии регулярных занятий с логопедом, собственной старательности и настойчивости. Родители должны тщательно выполнять рекомендации специалиста, уделяя как можно больше внимания дополнительным занятиям с ребенком по индивидуально разработанной программе.
Ольга Лавицкая, логопед.
Специально для сайта «Стать грамотным».