Стать грамотным

Что такое дисграфия

Ноябрь 27, 2013 / О дисграфии / Теги: , , , , , , , , , / Комментарии: 0

виды дисграфии

Дисграфия — серьёзное препятствие на пути овладения грамотой. Виды дисграфии варьируются, разнообразны и её причины. Поэтому универсальных методов лечения дисграфии нет — всё индивидуально.

Чтобы решить эту проблему, попробуем найти её корни. Итак, что такое дисграфия и можно ли от неё избавиться? Рассказывает логопед Ольга Лавицкая. 


Дисграфией называют специфические трудности в овладении письмом у детей с сохранным слухом и интеллектом, а также расстройства навыков письма у взрослых.

В отличие от закономерно встречающихся у каждого ребенка ошибок при овладении письмом, называемых физиологическими, наличие дисграфии делает ошибки гораздо более многочисленными, регулярно повторяющимися, сохраняющимися  длительное время. Такое стойкое нарушение становится серьезным препятствием для овладения грамотой в начальных классах, а позже вызывает большие трудности в усвоении грамматики.

Причины дисграфии

Причины возникновения дисграфии могут быть:

  • биологическими – обусловленными недостаточной сформированностью некоторых высших психических функций;
  • социально-психологическими – обусловленными педагогической запущенностью, замкнутостью ребенка в себе, ограниченностью его речевых контактов.

Виды дисграфии

В зависимости от того, у какого именно из анализаторов нервной системы человека нарушено аналитико-синтетическое функционирование – зрительного, слухового, двигательного или речевого, диагностируются следующие виды дисграфии:

  • моторная – выражается в трудностях движения руки во время письма, нарушениях связей моторных образов слов с их зрительными и слуховыми образами;
  • оптическая – возникает из-за недостаточной сформированности зрительно-пространственных функций, проявляется заменами графически сходных в написании букв;
  • артикуляторная – ошибки на письме допускаются из-за неправильного произношения звуков в устной речи;
  • акустическая – возникает при нарушениях фонематического слуха, проявляется в замене близких по фонетическим характеристикам букв;
  • аграмматическая – ошибки на уровне слов и предложений обусловлены недоразвитием лексико-грамматической стороны речи.

Чаще всего дисграфия сочетается с нарушениями чтения – дислексией, поскольку все виды речи тесно взаимосвязаны между собой. Кроме того отдельно классифицируется дисорфорграфия – стойкая неспособность в освоении орфографических навыков при знании соответствующих правил.

Дети с дисграфией способны овладеть письмом в полном объеме при условии регулярных занятий с логопедом, собственной старательности и настойчивости. Родители должны тщательно выполнять рекомендации специалиста, уделяя как можно больше внимания дополнительным занятиям с ребенком по индивидуально разработанной программе.

Ольга Лавицкая, логопед.

  Специально для сайта «Стать грамотным».

Как предупредить появление дисграфии

Коррекция дисграфии дома

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий