Стать грамотным

«Ещё майская ночь». Анализ стихотворения А.Фета

Декабрь 30, 2015 / Литература / Комментарии: 0

Афанасий ФетСтихотворение А.А.Фета «Еще майская ночь» написано в 1857-м году. К этому времени автор уже прочно занял место среди крупнейших русских лириков своего времени наряду с Н.А.Некрасовым. Но именно Некрасову Фета постоянно противопоставляли критики из революционно-демократического лагеря. И главная причина этого противопоставления – принадлежность Фета к направлению, получившему название «чистого искусства» или «искусства для искусства». Фет совершенно искренне считал, что поэзия и искусство в целом должно держаться в стороне от злободневных тем, и от этого оно только выиграет. Писать же следует о вечном – любви в ее различных проявлениях, природе и самом творчестве. Фет оставался верен этой линии творческого поведения до конца дней.

Возможно, что слово «еще» в названии анализируемого стихотворения поставлено не случайно, а как бы в ответ критикам. Автор дает понять – майская ночь и стихотворение с таким названием уже были, но будут еще – не раз и не два. Именно потому, что поэт неустанно воспевает красоту и поклоняется ей. А красоту он видит в самых простых, но дорогих и незабываемых видах родного края.

Заголовком Фет словно «убивает» сразу двух «зайцев» — дает указание на время года и на время суток. А место действия решающего значения не имеет – любоваться майской ночью можно и с веранды, и выйдя в сад. Возможно и то, и другое.

В основе всего стихотворения – метафорическое олицетворение природы. Звезды смотрят, лист тешит взор, березы ждут и дрожат, май вылетает. Задолго до прихода в литературу Есенина Фет вводит развернутое сравнение березки с девушкой, выходящей замуж.

Фет мастерски строит стихотворение на контрастах: «тревога и любовь», «радостен и чужд». Так философски передается «текучесть» жизни и ход человеческих мыслей.

В стихотворении содержатся риторические восклицания и обращения («О, ночь»). В одном только первом катрене таких восклицаний целых три.

Эти стихи не передают ощущения вещного мира. Кроме березок, никаких других реалий среднерусского пейзажа читатель в этом стихотворении не видит. У автора совершенно иная цель – подчеркнуть хрупкость, зыбкость, бестелесность всего сущего. Тем более что весна – переходное время года. Фет, подобно французским художникам-импрессионистам, очень любил переходные состояния.

Некоторые стихотворения зрелого Фета словно являются вариантами одного и того же поэтического текста – настолько много в них повторов одних и тех же образов, оборотов речи, тропов. Так, например, эпитет «невольная» применительно к песне вызывает в памяти концовку стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», где говорится о том, что поэт еще не знает, какой будет его очередная «песня», но уверен в одном – она зреет. Или упоминание «песни соловьиной» (а какая же майская ночь без этого «певца любви»!) будит в памяти эрудированного читателя строку про «трели соловья» из знаменитого «безглагольного» стихотворения Фета – «Шепот, робкое дыханье…»

Крайне интересна пространственная организация стихотворения. В первом катрене воссоздано ощущение широты родного края. Затем взгляд обращается к небу и звездам. Воздух – то, что связывает небо и землю. Наконец, конечная точка наблюдения и созерцания – березы.

Заключительное «может быть» содержит намек на то, что каждый миг жизни бесценен, и любое стихотворение может стать последним. К счастью, с Фетом так не произошло. Он ушел из жизни в 1892-м году, спустя 335 лет после написания этого стихотворения. Им было создано еще немало пленительных строк о любви и природе.

Стихотворение состоит из четырех катренов, написанных пятистопным ямбом, связанных перекрестной точной рифмовкой с сочетанием мужских и женских рифм. Рифмуются преимущественно одни и те же части речи.

Павел Николаевич Малофеев


О жизни и творчестве Афанасия Фета

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: