Стать грамотным

«Хористы», фильм 2004 года

Хористы фильм 2004«Хористы», фильм снятый французскими кинематографистами в 2004 году, переносит нас в события 1949 года, когда учитель Поль Матье устраивается на новое место работы – в интернат для трудных подростков.

В сущности, «Хористы» — фильм–ретроспекция. Своего наставника вспоминают двое случайно встретившихся 50 лет спустя его учеников – Пипино и Моранж. Обоим он дал путевку в жизнь, а у одного из них сохранился дневник Матье.

Почему-то при просмотре и после него фильм вызывает ассоциации с «Педагогической поэмой» А.С. Макаренко – советского педагога-новатора, тоже работавшего в колонии с трудными подростками и которого усилиями демократов ныне постарались задвинуть куда-то далеко на задний план. Матье нисколько не похож на Макаренко – он сразу по прибытии получает прозвище «яйцеголовый», на которое нисколько не обижается, он внешне – добродушный увалень и недотепа. Если кто и похож на Макаренко, так это директор Рошен – типичный служака, «сухарь», уверенный, что только жесткостью и даже жестокостью можно сохранить во вверенном ему заведении порядок. «Акция – Реакция» — таков установленный Рошеном принцип жизни в интернате. Совершил проступок – немедленно отвечаешь за него, отправляешься в карцер.

Матье – несостоявшийся музыкант, в чем-то неудачник. Хлебнул он немало, о чем зрителям приходится только догадываться. Но не озлобился, как Рошен, не потерял веры в людей, в силу добра, в исцеляющую души власть искусства. Он идет методом проб и ошибок. Очень скоро заставляет уважать себя. За внешностью недотепы обнаруживается человек волевой и напористый, увлеченный и одержимый.

Многие в интернате предоставлены сами себе. Некоторые, несмотря на юный возраст, остро чувствуют свою индивидуальность и в коллективе уживаются плохо. Поэтому идея Матье – создать хор – у Моранжа, например, поначалу встречает внутреннее сопротивление. Моранж – солист, за ангельской внешностью которого скрывается ребенок в разладе с собственной матерью, бунтующий, озлобленный. Именно Матье впоследствии поможет найти матери и сыну путь друг к другу. Так что в этом плане хоровое пение помогло воссоединиться семье. Моранж тайком, под покровом ночи, прокрадывается в класс и там поет, ибо душа просит самовыражения, а Матье, как назло, не обращает на него внимания. И лишь случайно учитель застает Моранжа за пением, оценивает силу и красоту его голоса, и берет в хор именно на правах солиста.

От простых мелодий воспитанники интерната переходят к сложным, многоголосым композициям. Матье ставит себе в заслугу именно то, что ему удалось завладеть вниманием учащихся, пусть и не приручить их окончательно. Хор крепнет. Матье начинает сочинять специально для детей. Меняются лица детей. Они светятся вдохновением и радостью. Даже директор и тот начинает гонять в футбол вместе с сорванцами и пускать самолетики у себя в кабинете.

Диссонанс вносит появление нового ученика – Матена, который то сигаретный дым пускает прямо в лицо Матье, то затягивает пошлую песенку. Но и у него Матье открывает приятный низкий баритон, и постепенно втягивает в общее дело. Всё хорошо, если бы не кража денежного фонда всего интерната, в которой обвиняют Матена. Рошен бьет его по лицу, заставляя признаться. Тот бросается на директора, их разнимают. Матена уводят в наручниках. Позднее он устраивает поджог в интернате. Детей вовремя уводят в лес. Однако Матье делают козлом отпущения и увольняют.

Трогательный финал – десятки самолетиков с пожеланиями, которые собирает на асфальте уволенный Матье. Воспитанники провожают его пением. Рошен в бешенстве, но замолчать никого заставить не может. Его дни сочтены, оставшиеся учителя доложат по инстанциям о жестоких методах воспитания.

Фильм можно пересматривать по несколько раз. В нем заложен очень мощный педагогический потенциал. Матье – учитель от Бога. Да, в чем-то и он обманывается, порой слишком доверяя ученикам, но не ошибается только тот, кто не ищет путей к детским сердцам. А педагогический риск в воспитании детей средствами хорового пения, пожалуй, только один – вовремя увидеть тех, чьи голоса – не для хора, позволить им быть солистами. Один из выразительных эпизодов фильма – показательное выступление хора перед графиней, спонсирующей учебное заведение. Моранж в размолвке с Матье, стоит в стороне. И как же он неописуемо счастлив, когда Матье дает ему знак – пой! Они встречаются глазами, и в них учитель читает радость, благодарность за оказанное доверие, счастье от приобщения к большому общему делу. Это дорогого стоит.

П.Н. Малофеев


Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта