Стать грамотным

«Из пламя и света…» Фильм о М.Ю. Лермонтове

Михаил Юрьевич Лермонтов… Дерзкий юноша с горящими глазами, смакующий собственное одиночество…  Автор талантливых стихотворений, подхвативший знамя русской поэзии после кончины Пушкина. Таков хрестоматийный образ Лермонтова. Канонический – но такой далёкий и не до конца понятный.

Каким же он был на самом деле – поэт и человек Михаил Юрьевич Лермонтов? Творческому коллективу сериала «Из пламя и света…» удалось воссоздать последние дни короткой, но яркой – как вспышка – жизни. Фильм снят по мотивам одноимённой книги Магдалины Сизовой.

«Из пламя и света…» Автор рецензии — П.Н. Малофеев

Боюсь загадывать, чем нас попотчует Первый канал в честь лермонтовского юбилея. Речь сегодня о другом сериале, снятом грузинскими кинематографистами еще в 2008 году и по Центральному телевидению не транслировавшемуся. Название ему дано по одной из строк поэта – «Из пламя и света».

Пожалуй, главный парадокс фильма в том, что за исключением единственного эпизода, Лермонтов-поэт нигде не представлен. А в упомянутом эпизоде он лихорадочно что-то пишет, потом комкает и выбрасывает. Если бы не двоюродный брат – Столыпин (Монго), то, возможно, стихотворение «Сон» («В полдневный жар, в долине Дагестана…») мы бы так и не узнали. Впрочем, это версия создателей фильма…

Фильм состоит из пяти полноценных серий. Разумеется, он снят, как и множество подобных картин, в ретроспективном плане – основные события разворачиваются в Пятигорске и Железноводске летом 1841 года, а для полноты информации о поэте зрителю предлагаются сцены из 1814, 1831-го, 1832-го и 1837-го годов. Сами даты выбраны далеко не случайно – год рождения будущего поэта, год решающего объяснения его отца с его бабушкой из-за внука в его же присутствии, год первой настоящей любви и год, когда Лермонтова узнала вся читающая Россия – по стихотворению «Смерть поэта».

Композиционно картина идеально закольцована – дуэль Лермонтова с французским посланником Барантом в 1840-м году, где поэт получает легкое ранение от удара шпагой, а затем стреляет в воздух, и роковая дуэль со смертельно уязвленным другом Николаем Мартыновым, который отказывается закончить дело миром, и стреляет почти в упор. После чего жизни в Лермонтове остается на считанные секунды…

Роль Лермонтова досталась «Хироманту» — актеру Юрию Чурсину. Никаких претензий! Ни одного фальшивого жеста. Одни глаза чего стоят! Он и циничен, и скабрезен, и судорожно-нежен (особенно в сценах с кузиной – Екатериной Быховец), и изредка серьезен. Бьют по нервам его слова: «Я в Пятигорске последний раз в жизни».

Из других актерских работ – герой-любовник Анатолий Лобоцкий в роли Юрия Петровича Лермонтова, роль эпизодическая, но мучительно-хорошо сыгранная. Мелькнул даже маститый Александр Абдулов. Наконец, ставший известным после роли наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II) актер Дмитрий Исаев, которому досталась роль одного из секундантов – князя Васильчикова. Самоуверенный столичный хлыщ, приехавший на воды отдохнуть и развлечься.

Что же касается Лермонтова и почему он стал таким – помогают понять именно сцены из детских лет и когда Михаил – уже подросток. Банально до пошлости – влюбляется в крепостную девку, та готова отдаться без всяких условий (как-никак, барин!), да не тут-то было! Вмешивается крепостной дядька, докладывает бабушке, а та крута на расправу. Девку выдают замуж и ссылают в дальнюю деревню. Зато другая – уже к услугам. Только Миша влюбился в ту! Другой не надо. А последующие его «любови» — Сушкова, Лопухина – дамы игровые. Угораздило же не разглядеть и не понять! А когда понял – его уже отвергли и предпочли других. Лермонтов же явно не был игровым существом, слишком все принимал близко к сердцу. И разбивали его слишком часто. «Он не был создан для людей» — что красноречивее этого признания?

Какие мелочи несколько смущают? Курящие барышни в спальне, читающие при этом стихи только что приехавшего в Пятигорск Лермонтова. Это уже не пошло – запредельно для 40-х гг. XIX века. Офицеры – куда ни шло. Слово «бляди» из уст поэта. Впрочем, в контексте его непечатных «юнкерских» поэм оно органично и слух не режет.

Вообще же остается ощущение, что Лермонтов искал смерти. Недаром с таким упорством упоминал про кинжал Мартынова, оскорбляя того вновь и вновь, словно зная – убьет его тот, что рядом. И никакое ночное купание в водопаде не помогло. Фарс обернулся кровавой развязкой.

Почему-то кажется, что признанному специалисту по Лермонтову – Ираклию Андроникову – за эту картину не было бы стыдно. Она снята с любовью к поэту с пониманием к человеку.

Из пламя и света. 1 серия

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта