Стать грамотным

«Плутовство». Фильм 1998 года

Плутовство, фильм 1998Автор рецензии — П.Н. Малофеев

Канун президентских выборов в США. Действующего президента почти «застукали» за флиртом с молодой активисткой. Чем они точно занимались в течение нескольких минут в Овальном кабинете – доподлинно неизвестно. Известно лишь, что дотошные СМИ обязательно ухватятся за этот факт и сделают из мухи слона. Словом, скандал грозит разгореться нешуточный. И на репутации президента он скажется не самым лучшим образом. И без того у него крайне низкий рейтинг – всего 17 %.

Такова завязка фильма Оскароносного фильма 1998 года «Плутовство», где в главных ролях заняты суперзвезды – Дастин Хоффман и Роберт де Ниро. Первый – известный продюсер, второй – политтехнолог (точнее – специалист по внештатным ситуациям). До выборов остается 11 дней. Много это или мало? Целая вечность. Герой де Ниро ставит себе срок в 1-2 дня. Он человек дела, поэтому сразу требует 2000 $ и машину. Настаивает на том, чтобы президент, находящийся с официальным визитом в Китае, не торопился возвращаться.

Зрителю предлагается экранизация романа писателя Ларри Бейнхарта «Американский герой». Название фильма у нас норовят переводить неоднозначно – то «хвост виляет собакой», то «махать собакой», хотя первый вариант все-таки точнее. Собака и правда появляется ближе к финалу фильма – спешит за гробом «сержанта Шумана», оглядываясь на Конрада Брина – героя де Ниро. Он и ей словно дирижирует… А сам термин прочно находится в арсенале американских политтехнологов и означает он умение замять громкий скандал путем переключения внимания широкой аудитории на какую-либо другую животрепещущую проблему. Пусть даже созданную искусственным образом.

Фильм, собравший целую кучу всевозможных наград (причем вполне заслуженно!) безусловно, рассчитан на интеллектуалов. Запоминаются многие реплики и диалоги, например: «Не нужно, чтобы верили, нужно отвлечь внимание», «война – это шоу-бизнес», «Президент восстановил мир. – Но войны-то не было. – Это еще большее достижение», «Кризис. – Какой? – Я еще не придумал», «Всё идет по плану. Это история, и мы ее делаем», «Весь мир спасти невозможно, можно только попытаться». Кстати, смотреть лучше как раз версию фильма с профессиональным многоголосым переводом Андрея Гаврилова – в противном случае многие идиомы и афоризмы просто теряются и не воспринимаются.

Какая же идея озарила светлую голову прожженного политтехнолога во имя спасения подмоченной репутации американского президента? Да всего-навсего устроить «маленькую победоносную войну». И не с кем-то, а с Албанией. Со страной, о которой никто толком ничего не знает. Хотя, может, оно и к лучшему…

Зато все знают косовских албанцев, среди которых немало террористов. Значит, не исключено (да что там не исключено – точно известно!), что террористы располагают ядерным оружием, и бомба у них в чемодане. Сам чемодан пока в Канаде, но планируется переправить его в США. Стало быть, есть повод к объявлению войны, что и делает президент. В Албанию даже направляется несуществующий бомбардировщик В 3. Албания все отрицает. Президент успокаивает нацию. О девушке-скауте все забывают.

В команде Стэнли Мотса, героя Хоффмана, — все профессионалы и все циники. Из разговоров выясняется, что собственно на выборы никто из них и не ходит. Но получен хорошо оплачиваемый, хотя и конфиденциальный заказ, поэтому почему бы не взяться? А для Мотса это еще и дополнительный стимул для реализации собственных режиссерских амбиций.

И идеи сыплются, как из рога изобилия. Насколько примитивно смотрится старый рекламный ролик со слоганом «коней на переправе не меняют»! Репортаж о якобы изнасилованной террористами албанской девочке с белым котом на руках, под вой сирен, крики и артиллерийские залпы. Другой репортаж – маленькая албанская девочка в аэропорту приветствует президента, а тот заботливо укрывает своим пальто ее мать. Запись патриотической песни. Современные технологии способны творить чудеса. А вкупе с закадровыми комментариями ведущего новостей эффект от этих чудес многократно умножается.

Слегка путает карты ЦРУ – пытается поймать активистов на подлоге, но те счастливо выпутываются и выходят сухими из воды. Какая там логика здравого смысла против оголтелого пиара! Как-никак, язык прекрасно подвешен и он еще ни разу не подводил. Одно плохо – объявлено об окончании боевых действий в Албании и история с домогательствами президента вновь может всплыть. Тут пригождается сценарий второго акта – на албанской земле, в плену у террористов остался сержант Шуман по прозвищу «старый добрый башмак». Нации предъявляют его фото в рваном свитере, а свитер прорван с умыслом – на языке азбуки Морзе там читается душещипательная фраза: «Мужайся, мама». Скоро появляется песня с этим рефреном, а также записывается пластинка в стиле 30-х гг. про старого доброго башмака. На запись накладывают шумы и потрескивания – и готова архивная запись, оказавшаяся очень кстати. На деревьях в огромном количестве появляются старые башмаки – должно быть, в знак солидарности с пленным Шуманом.

Военные подкладывают активистам свинью – за Шумана предлагают выдать махрового рецидивиста, отсидевшего 12 лет за изнасилование монашки. В героя нации он явно не годится. Но предпринять что-либо толком не удается – самолет терпит крушение, лже-Шумана убивает из ружья хозяин бензоколонки за очередную попытку изнасилования. И опять же – может, оно и к лучшему. Бедолаге обеспечены шикарные похороны, гроб, укрытый американским флагом, посмертный воинский салют в его честь. Всё, правды теперь никто не узнает, а рейтинг президента вырос, как на дрожжах – от 17 до 89 %. Дело сделано. Вот только Мотс хочет, чтобы шоу продолжалось, рвется рассказать, как всё было на самом деле, и заигрывается. Его изолируют, а потом следует сообщение о скоропостижной смерти от сердечного приступа. Только шоу действительно продолжается: в СМИ проходит информация о новой выходке албанских террористов и необходимости адекватного ответа со стороны США. Вот какой маховик раскрутили пиарщики!

Этот фильм идеально укладывается в рамки сразу нескольких подходов, разработанных такой наукой как социология массовых коммуникаций. Во-первых, т.н. теория «волшебной пули» американского ученого Г.Лассуэлла, одного из основоположников бихевиоризма – науки о поведении. Суть в том, что восприятие информации подавляющим большинством публики является примерно одинаковым. А что касается лиц преклонного возраста, то для них и вовсе характерна наивная, слепая вера в то, что любая информация СМИ – чистая правда. А «команда спасения президента» в фильме сделала ставку именно на фальсификацию новостей, ведь новости смотрят все. И справилась с задачей блестяще!

Существует и «теория культивирования», согласно которой постоянный просмотр телесообщений приводит к выработке у аудитории искаженных представлений о социальной реальности. Люди не задумываются об истинности / ложности новостных сообщений – им вполне хватает правдоподобия. Тем более американцы живут с представлениями о том, что их держава – самая великая, что она – на страже прав человека во всем мире, и что она вправе вмешиваться в любые международные конфликты, где, якобы, эти самые права попираются.

Тактика политтехнологов, представленная в фильме «Плутовство», имеет определенное сходство и с медиацентристским подходом. Тому доказательство – слаженная работа политтехнолога, продюсера, журналиста и умение оперативно реагировать на быстро изменяющуюся обстановку. Ситуация слишком деликатная, чтобы рассказывать о ней правду, но и в этом случае СМИ представляют собой хоть и замкнутую, но вполне целостную систему, работающую на создание благоприятного общественного мнения и имиджа президента.

К числу достоинств данного метода можно отнести рост профессионализма рядовых исполнителей – в данном контексте не суть важно, чем именно они занимаются. Во-вторых, СМИ в полном смысле слова предстают как «четвертая власть» — вслед за законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями.

Недостатков больше. Во-первых, все время существует угроза разоблачения и того, что события начнут развиваться не по сценарию. В фильме герои тоже часто балансируют на грани – особенно в локальном конфликте с сотрудниками ЦРУ. Во-вторых, утрачиваются привычные представления о добре и зле, морали и аморальности – деньги диктуют тактику и политику. В-третьих, подрывается доверие рядовых граждан к СМИ – особенно в случае предоставления ими заведомо ложной информации.

После просмотра фильма понимаешь, насколько и почему была востребована профессия политтехнолога в 90-е гг. прошлого века. Отличный фильм! Особенно рекомендуется тем, кто продолжает верить «телеку» и газетам. Любопытно, что спустя год разразился настоящий секс-скандал с участием президента Б. Клинтона, правда, отвлечь от него американцев никому не удалось.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта