Стать грамотным

Последнее воскресение (2009 г., режиссер Майкл Хоффман)

Последнее воскресениеКому как, а меня слишком многое не устраивает в том, как нас и нашу страну изображают в иностранном кинематографе и литературе. Ни знания русской жизни, ни понимания национального менталитета, ни даже тени правдоподобия… И началось это, конечно, далеко не сегодня. Заморские гости приезжали и в прежние века, а по возвращении в родные пенаты писали книги о своих впечатлениях. Так рождались мифы о медведях, бродящих по улицам русских городах, вплоть до Москвы, и прочая дребедень. Мы, конечно, тоже хороши – оказавшись за «бугром», не умеем элементарно вести себя. Вот почему по сей день русский человек за границей иначе как придурком не воспринимается.

Но есть отрадные исключения. В том числе – в жанре байопика. «Оскароносная» картина «Последнее воскресение». Она – о последних месяцах жизни Льва Толстого. Что и говорить – материал взят деликатный, едва ли не интимный. Но надо отдать должное создателям фильма и всему актерскому составу – они создали шедевр. Что в наше время совсем непросто. Пиара бывает предостаточно, а эффекта – ноль.

Знатоки творчества Толстого, конечно, не преминут предъявить претензии внешнего плана – дескать, Толстой и его жена Софья Андреевна в фильме мало похожи на себя реальных. Дорогие, внешнее сходство здесь – не главный критерий. Проникновение в психологию героев – вот что важно. И здесь – никаких претензий. Или по минимуму.

Завязка фильма – приезд Валентина Булгакова, будущего литературного секретаря Толстого и хранителя его дома-музея в Ясной Поляне, собственно в Ясную Поляну. Здесь и сконцентрировано все основное действие картины – вплоть до бегства Толстого под покровом ночи куда глаза глядят.

Булгаков – юноша наивный, натура романтическая, в свои 23 года все еще девственник. Впрочем, некой Маше удается быстро его соблазнить, и вся теория побоку – молодые люди становятся любовниками.

Сам Толстой в разговорах с Булгаковым тоже со смехом признается, что некоторые ретивые почитатели сделали из него икону, а он – гораздо меньший толстовец, чем все они. Вспоминает молодые годы, одну из любовниц, чем немало шокирует Булгакова. А для нас, зрителей, граф Толстой только ближе благодаря таким признаниям. Несмотря на преклонный возраст, супруги Толстые дурачатся как дети, играя в петушка и курочку. Может, и не слишком это правдоподобно, но живую струю в ткань фильма вносит.

Основные страсти фильма кипят вокруг дневника Толстого и его завещания. Писателя пытаются поделить супруга — Софья Андреевна и Владимир Григорьевич Чертков, последователь и соратник. Рвут на части. Мотают душу. Делают жизнь в отчем доме невыносимой. Сознательно и бессознательно. Вплоть до истерик и битья посуды, попыток самоубийства и стрельбы из пистолета по портретам на стене. А Толстому – 82 года, возраст почтенный. Старикам требуется уход и покой. Нет ни того, ни другого. И бегство Толстого в контексте всей этой накаленной атмосферы представляется вполне логичным. Тем более, автор «Войны и мира», «Воскресения» и «Анны Карениной» давно мечтал об этом. Хотя вряд ли такой ценой. Ценой собственной жизни, которая обрывается спустя несколько дней на забытой Богом станции Астапово…

К сожалению, меньше всего в этом фильме Толстого-писателя. Человека – много. Мудрого, прозорливого, несуетного, в чем-то наивного, в чем-то лукавого. У него необыкновенно живые глаза. Настолько, что про возраст забываешь. С ним интересно, он прекрасный собеседник. Никогда не перебьет, выслушает до конца, и лишь тогда польется светская беседа.

Расписывать все достоинства этого фильма, равно как и пересказывать его не вижу смысла – смотрите и наслаждайтесь игрой актеров, реалиями тогдашней русской поместной жизни, напряженным психологизмом сюжета.

Павел Николаевич  Малофеев


Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта