Стать грамотным

«Ватель». Фильм 2000 года

Ватель. Фильм 2000 годаЭпоха «короля-солнце» Людовика XIV. Эпоха, когда зарождается и становится господствующим художественный стиль рококо. Внешний блеск и суета. «После нас – хоть потоп» — слова, сказанные французским самодержцем и ставшие своеобразным девизом эпохи. Закулисные интриги и козни. Многочисленные фаворитки короля. Таков фон фильма «Ватель», снятого в 2000 году и открывавшего тогда же программу Каннского кинофестиваля. Главные роли создатели фильма отдали звездам – Жерару Депардье и Уме Турман. И не прогадали – этот дуэт принес картине успех!

Ватель держит в своих руках имение принца Конде. Тот весь в долгах, измучен подагрой к тому же в немилости у короля. Для того чтобы вернуть расположение августейшей особы, Конде решает устроить пышный праздник – вполне в стиле эпохи. Это и есть завязка сюжета картины. Нагрузка по организации и устройству праздника ложится именно на плечи Вателя. У него большой опыт подобного рода. Фактически именно Ватель и должен спасти дом Конде – провести всё на высочайшем уровне, без сучка и задоринки. Всё надо учесть, всё предусмотреть – каждую мелочь, каждый штрих. Перед нами проносится калейдоскоп лиц и событий. Около трети фильма – предпраздничная суматоха. Настраивает на то, что и весь фильм – очередная громкая «погремушка», снятая только ради «звезд». Однако за всей этой мишурой – реальные человеческие судьбы, большие и малые драмы.

Вателю приходится быть слугой не двух господ, а гораздо большего количества людей придворного круга. Но он умудряется сохранять достоинство даже в очень щекотливых ситуациях, например, во время гомосексуальных притязаний со стороны брата короля. Ватель принадлежит всем и одновременно не принадлежит никому.

Кульминация праздника – оперная певица, словно парящая в огромной летящей рыбе и брызгах праздничного фейерверка. Но тянут ее на веревках живые лошади. Одна из них, обожженная искрами, несется прочь. Погибает 28-летний конюх, отец семейства. Но праздник не сорван. Потрясенный Ватель не идет к королю, когда тот изъявляет желание видеть главного устроителя удавшегося праздника.

Переломным моментом фильма становится карточная игра между монаршими особами и принцем Конде. Король уговаривает Конде поставить на карту Вателя. У того нет выбора, он ставит и проигрывает. Тем временем Ватель сближается с Анной, новой фавориткой короля, героиней Умы Турман. Утром он узнает, что проигран в карты самому королю и получает приказ собираться в Версаль. В одночасье рухнуло всё, чем он жил. Поругана честь. Ватель принимает яд. Он понимает, что был не создателем праздников, а их рабом.

То, что разворачивается на экране, — это, по сути, известная нам из произведений русской классики трагедия «маленького человека». Ватель именно из этой категории. Он не вполне принадлежит себе. Сохранить «самостоянье» и силу духа удается ровно до тех пор, пока Вателю не дают понять, что он – лишь винтик системы, пешка в руках сильных мира сего. А ведь он лично знал знаменитого французского философа Рене Декарта, цитирует его наизусть. За плечами Вателя – огромный жизненный и житейский опыт. Ватель знает себе цену, но когда его продают, как вещь, как скотину, терпеть и проглатывать обиду не намерен. Однако, по горькой иронии судьбы, царедворцы и обыватели воспринимают его самоубийство как следствие провала Ледового праздника. В то же время из эпилога, который содержится в титрах, мы узнаем, что никто оказался не в состоянии заменить Вателя. Вот и получается: есть незаменимые!

Таким образом, внешняя сторона событий – подготовка и проведение праздника во спасение дома Конде. Эти события на поверку оказываются исполненными глубокого внутреннего драматизма. Основная тема – судьба незаурядной личности среди пигмеев, облеченных властью. Те, кто досмотрит этот фильм до конца, будут вознаграждены эстетически. Легковесность и фривольность постепенно уступят место драматизму, а затем и трагической развязке.

П.Н. Малофеев

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта