Школа глазами мамы
Воспоминания о школе… Их написано немало. Но самые ценные, пожалуй, те, что хранятся, как сокровища, в материнской памяти.
Ребёнок рано или поздно становится взрослым, самостоятельно движется по жизни – и подчас забывает, как делал первые неуверенные шаги на этом пути, кто был рядом с ним, помогал стать грамотным, образованным, воспитанным человеком. Всё до мелочей помнит лишь мама…
Итак, мамины воспоминания о школе. Школа глазами МАМЫ.
В нашей семье Ярослав – третий ребенок. Как говорят в народе, Бог любит «троицу», один ребенок – еще не ребенок, два ребенка — лишь полребенка, а вот третий – полноценный ребенок. Надо признаться, что с самого рождения он хоть и не очень послушный, но не проблемный…
Не заведен у нас специальный дневник, где отражаются все моменты с рождения детей, но интересные факты и проделки мы всё же фиксировали, а когда эти записи попадались под руку, с восторгом (чаще с улыбкой), воспроизводили в памяти эпизоды прошлых лет.
Первые слова, первые шаги, первая учительница и первый звонок – как трепетно-волнительны эти воспоминания! Особенно приятно вспомнить самое первое родительское собрание: первый «А» класс, сюда набирали наиболее подготовленных дошколят, — тех, кто уже умел читать.
Конечно, большое волнение, беспокойство. Входишь в светлый класс, садишься за парту и невольно бросаешь взгляд к ячейкам на стенде:
«жи-ши» – ПИШИ «и», «ча-ща» – ПИШИ «а», «чу-щу» — ПИШИ «у».
И сразу вспоминаешь свое детство, первый класс в маленькой сельской школе. Огромные (как тогда казалось) трехместные парты. Занимались мы по два класса вместе. Учитель вел занятия одновременно в четвертом (допустим, они писали упражнение) и с первоклассниками — по слогам пытались сложить и произнести «ма-ма мы-ла ра-му» (1958 год, с. Мало-Гнеушево).
Вернемся к собранию. Идет обсуждение учебных успехов и поведения первоклашек от «А» до «Я». Внимательно слушаем, делаю пометки в своей тетрадке. Наконец, доходит очередь до нашей фамилии, Раиса Ивановна восклицает: «Вот единственный ребенок в классе, к которому нет претензий ни по поведению, ни по учебе! Спасибо». Все родители (в основном это молодые мамы) оборачиваются, и я ловлю их завистливые взгляды. Со смущением и гордостью возвращаюсь домой, не терпится рассказать обо всем своим домочадцам. В дальнейшем было немало родительских собраний, но это остается в памяти как первое, наиболее яркое и значимое.
Проходит время, и вот уже ребенок с неохотой собирается в школу. Интересуешься, в чем дело, ответ: «Раиса Ивановна меня не любит, она меня не спрашивает, к доске не вызывает…». Невольно вспоминаешь и себя в этом возрасте.
…Сижу за последней партой с двумя четвероклассниками (в ряду сверстников места не хватило). Первоклашки с усердием читают букварь, учительница идет от ряда к ряду, доходит очередь последней парты, а обо мне (в который раз!) забывает и возвращается к своему столу. Очень обидно, ведь когда много раз повторяешь за всеми, текст запоминается почти наизусть. А тебя не спросили! Ах, Софья Яковлевна, «Софеякольна», — как произносили (да и писали) в то время мои одноклассники. Только значительно повзрослев, понимаешь, каково учительское мастерство чувствовать, кто и когда готов к уроку…
А у меня, благодаря маме, целый альбом воспоминаний. Она у меня в детстве собирала всё, что было со мной связано: грамоты, медальки, тетрадки с прописью, вырезки из газет, мой первый бант на 1 сентября, мой галстук, затёртый до дыр… множество мелочей, которые были важны в тот момент для неё… а теперь и для меня… Спасибо, мама!
А вот если мама учительница, именно тогда начинается самое интересное. По счастью, в моем классе мама только однажды заменяла заболевшую учительницу. А вот брату меньше повезло.