Как меняется мироощущение человека на войне?
Война людей ест, кровью запивает.
Пословица
Война… Это слово всегда вселяет страх. Ее боятся даже очень смелые и отважные, рвущиеся в бой. Она опустошает все места, где живет человек. Но самое страшное – война опустошает душу. Это стихийное бедствие, возникшее чуть ли не одновременно с зарождением человечества и продолжающее существовать до сих пор, несмотря на усилия защитников мира.
Люди, однажды взявшие в руки оружие и попавшие на фронт, должны навсегда забыть привычную жизнь с ее ценностями и страхами. Страшно, когда смерть товарищей становится чем-то обычным, когда даже дети перестают плакать при виде очередных «похоронок». Война словно зима, она замораживает чувства и переживания, вселяет в человека «осколок льда», как в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Только у нашей сказки грустный конец.
Тысячи искалеченных солдатских судеб. Уходившие когда-то на фронт ребята с пылкими сердцами возвращались «седыми стариками», мудрыми и бесконечно печальными. Все то, что в довоенные годы казалось желанным и прекрасным, утрачивало свой блеск в годы войны, точно покрывалось тяжелой «пылью» времени.
А что же мальчишки, чье детство выпало на тяжелые годы людских страданий и лишений? Вместо игрушек – пули, вместо детских игр в «войнушки» — настоящая война и партизанские отряды. Эти не по годам взрослые дети, научившиеся выживать, добровольно отказавшиеся от беззаботности и мечтательности отроческих лет во имя всеобщей победы… Во времена войны их заботило, где раздобыть хлеб и как помочь старшим в окопах. Конечно, о детских капризах и непослушании пришлось забыть раз и навсегда.
Эти изменения в системе человеческих ценностей и мироощущений нашли свое отражение на страницах рассказа А. Платонова «Маленький солдат». Чистая детская душа главного героя Сережи, как губка, впитывает в себя все происходящее вокруг. Война становится составляющей внутреннего мира мальчика, лишая его детства, делая серьёзнее и старше: «он уже начал понимать по-настоящему, для чего нужна война», он уже превратился в солдата. Сережа невольно стал маленьким разведчиком, он сам не заметил, как утратил желание возвратиться к мирной жизни. В своём произведении А. Платонов показал, какая страшная проблема скрывается за отчаянным героизмом маленького солдата. Читатель осознаёт, что война ранит детскую психику: «Сергей не мог уйти из армии… без войны ему не было терпения жить…».
Проблему изменения человека на войне затрагивает и другой писатель – Э. Ремарк. В романе «На западном фронте без перемен» он показал нам, читателям, как некогда амбициозное поколение молодых ребят после нескольких лет на фронте полностью теряет себя, теряет веру в прогресс и духовные ценности. «Потерянному поколению» не о чем говорить с родителями и нечего передать потомкам. Все их довоенные стремления и цели вянут, подобно розам, которые долго никто не поливал. Мечты о спокойной семейной жизни утрачивают былую ценность и растворяются в кровавых туманах передовой.
Восприятие мира на войне меняется независимо от воли. Однако, несмотря на все ужасы тех лет, люди смогли сохранить в своей душе огонек высших духовных ценностей и передать его последующим поколениям. Человек оказался сильнее всеразрушающего военного смерча. Не потому ли мы с вами сегодня живы и имеем возможность читать эти строки? Давайте же не забывать войну!
Автор сочинения — Дарья Вартанова ©
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места