Стать грамотным

Как название комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой?

Как название комедии Фонвизина связано с ее проблематикойКаким должен быть человек? Каковы принципы достойной жизни? Как нужно воспитывать юношей? Эти вопросы актуальны для любой эпохи. Денис Иванович Фонвизин в комедии “Недоросль” отвечает на них как классицист, которому близки идеи Просвещения.

Название произведения, конечно же, не случайно. В восемнадцатом столетии “недорослем” именовали недоучившегося дворянина. Благодаря Фонвизину это слово обрело новый смысл. Недорослями стали называть невоспитанных и необразованных людей.

Именно таков Митрофан, главный герой комедии. До службы юный дворянин пока “не дорос”, а потому живёт в доме родителей. «Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лёжа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?» — вопрошает в одной из сцен госпожа Простакова. Но времена переменились: дворянские дети обязаны учиться и только потом поступать на государственную службу, военную или статскую.

Вот и приглашают Простаковы для любимого сына учителей. Правда, поскольку сами невежественны и не видят в учении никакого толка, нанимают наставников по принципу “числом поболее, ценою подешевле”, как скажет грибоедовский Чацкий. Арифметике обучает Митрофана отставной сержант Цыфиркин, грамоте — семинарист Кутейкин, “по-французски и всем наукам” — бывший кучер Вральман. Мало того, Митрофан не изъявляет ни малейшего желания постигать науки. “Не хочу учиться, а хочу жениться”, — заявляет юноша…



Герой не отличается хорошими манерами. Он грубит не только Еремеевне и учителям, но и собственному дяде Скотинину. Даже обожающая Митрофанушку госпожа Простакова не дожидается от него ни доброго слова, ни поддержки. В финале неблагодарный сын отталкивает матушку в тот момент, когда так ей нужен. Он эгоистичен, ему неведомы сочувствие и сострадание.

“Недоросль” в комедии не только Митрофан. Так вполне можно назвать его необразованных и невоспитанных родственников — Простакову и Скотинина, которые, несмотря на преклонный возраст, так и “не доросли” до достойного нравственного и интеллектуального уровня и которых Правдин в беседе с Милоном называет “злонравными невеждами”.

Имя Митрофан по-гречески означает “похожий на мать”. Действительно, сын — отражение госпожи Простаковой: по всему видно, что она сама никогда не обременяла себя учением, да и сына не неволит. Помещице неведомы элементарные правила приличия. Она груба с мужем и братом, но больше всего от неё достаётся крепостным. “По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день”, — такой “платы” удостоилась Еремеевна за многолетнюю верную службу. Только бранные слова и упрёки слышит от своей госпожи портной Тришка.

Фамилия Скотинин говорящая. Образ этого отрицательного героя демонстрирует нравственную и умственную деградацию человека практически до уровня животного (“скотины”). Её причина — необразованность и даже неграмотность, а также полное отсутствие желания узнавать что-то новое, учиться. “Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки”, — говорит Скотинин Простаковой в ответ на просьбу прочитать письмо.

Фонвизин изображает своих “недорослей” сатирически. Его, как человека просветительских взглядов, не могло не возмущать их невежество и “злонравие”. В финале комедии каждый из отрицательных героев получает достойное наказание. В то же время название произведения свидетельствует о масштабах проблемы: увы, не все русские дворяне нравственно и интеллектуально “доросли” до идеалов Просвещения.

Черты нравственного идеала в образе Софьи (по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта