Какие вопросы задаёт человеку литература?
На Западе литературу, особенно поэзию, любят называть «изящной словесностью». Ценят прекрасную форму произведения, стремятся к тому, чтобы она была отточенной и безупречной. Но вот поднимать злободневные проблемы, будить читательскую мысль, призывать к чему-то – не очень принято. Считается, что для литературы это функции второстепенные.
Совсем другое дело у нас. Можно сколько угодно издеваться с позиций сегодняшнего дня над известной строчкой поэта Е.Евтушенко о том, что «поэт в России больше, чем поэт», но глупо и бессмысленно отрицать, что именно так и было в течение всех веков, как русская литература возникла и встала на ноги.
Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» страстно призывал русских князей объединиться и прекратить кровавые усобицы буквально накануне монголо-татарского нашествия. Протопоп Аввакум слал страстные письма сподвижникам. Владимир Мономах наставлял сыновей. Просветители в лице Новикова, Радищева и Фонвизина обличали общественные пороки.
Особенно политизированной и злободневной наша литература стала во второй половине XIX века, на волне либеральных реформ императора Александра II. Тон задавал журнал «Современник» во главе с поэтом Н.А.Некрасовым. Некрасов даже пожертвовал давней дружбой с Тургеневым, чтобы в журнале остались Чернышевский и Добролюбов. Они будили общественную мысль, заставляли читателей думать и спорить.
Сегодня романа Чернышевского «Что делать?» в школьной программе по литературе нет. О нем в лучшем случае упоминается. Когда-то им зачитывались. Для кого-то эта книга даже была настольной. Почему?
В ней поднято немало злободневных для того времени вопросов: эмансипация женщин, вопрос о системе образования, необходимость изменения политического строя в России. Выведен так называемый «новый человек» — Рахметов. Это насквозь публицистическое произведение, понятное только в контексте своего времени.
На страницах эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» одна из центральных проблем – проблема «мужика» и «мысль народная». Роман писался уже после отмены крепостного права. Интересовала Толстого и роль личности в истории – на примере судеб Наполеона, Кутузова, Александра I.
Наконец, серьезные этико-философские проблемы поднимает Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Насколько далеко способен зайти человек в «проверке» собственной теории, есть ли у него право на то, чтобы лишить жизни другого во имя общего блага, способна ли вера спасти заблудшую душу – вот лишь немногие вопросы, что ставит и пытается решить Достоевский.
Да, может быть, и не дело литературы учить, просвещать, наставлять, внедрять в сознание какие-то идеи, но наша словесность традиционно без этого обойтись не могла. И хуже от этого точно не стала. А вот что дальше? Утрата традиций или верность им? Пока сказать трудно…
Сочинение из коллекции П.Н. Малофеева
- Как стать грамотным?
- Из истории языка
- Русский язык сегодня
- Для родителей
- Выпускникам
- Выбор репетитора
- Дистанционное обучение
- Мысли о языке. И не только…
- Немного о копирайтинге
- О дисграфии
- Как выступать публично
- Дела учительские
- Воспоминания о школе
- Памятные даты
- Рецензии на экранизации классики
- Литература
- Студентам
- Русский язык как иностранный
- Полезная информация
- Социальные сети
- Отзывы, рецензии
- Изобразительное искусство
- Педагогика
- Литературные места