Стать грамотным

Комплексный анализ стихотворения В. Брюсова «Фонарики»

Валерий Брюсов

Фонарики

Валерий Брюсов. Фонарики.

Анализ стихотворения

Анализ стихотворения БрюсоваДанное стихотворение «отца» русского символизма – Валерия Яковлевича Брюсова – вошло в сборник стихов «Me eum esse» («Это я»), который увидел свет в 1897-м году.

Название способно настроить на легкомысленный лад благодаря использованию уменьшительно-ласкательного суффикса. Тем более что уже в то время существовала песня с таким же названием, несколько фривольного содержания. И все же это впечатление обманчиво. Оно полностью рассеивается по окончательном прочтении текста стихотворения.

Хорошо известно, насколько Брюсова увлекали историко-мифологические сюжеты. За ним не случайно закрепилась репутация «ученого поэта». Его стихи академически выверены, богаты образами и тропами. У Брюсова стихотворной технике учились многие современники.

Перед мысленным взором читателя стихотворения «Фонарики» последовательно проходят древняя Ассирия, Египет, Индия, Греция (хотя упоминается только эпоха правления Перикла, когда наступил «золотой век Афин»), Рим, европейское средневековье и Возрождение, Новое время, «галантный век» художественного стиля рококо, эпоха французской революции и, наконец, девятнадцатый век, в конце которого появился на свет сам автор стихотворения. Таким образом, в композиционном плане большая часть стихотворения отдана именно этому своеобразному «путешествию по времени». Из тридцати восьми строк историческому обзору отдано 26. Следовательно, стихотворение можно рассматривать как развернутую метафору «сада времени», где под «фонариками» подразумеваются прошедшие столетия (еще одна метафора).

Стихи Брюсова не просто академически правильно выстроены, они еще и требуют от читателя определенной интеллектуальной подготовки. Не каждый поймет, например, почему багряный цвет символизирует ассирийское искусство и образ жизни древних обитателей Двуречья. Без знакомства с искусством Древнего Египта не понять, почему именно «гирлянда желтая квадратных фонарей» ассоциативно с ним связана в воображении поэта. Аналогичная история с Древним Римом – непосвященному читателю будет не ясно, почему историю империи символизирует «свет одиннадцати чаш». Все эти историко-литературные аллюзии (намеки) требуют обращения к специальной литературе в целом или же к словарям, справочникам или энциклопедиям в частности.

Любопытно, что если древняя история, оживающая под пером Брюсова, еще безымянная, то чем ближе к временам нашей эры, имен все больше. Грецию символизирует имя Перикла. Данте – последний поэт средневековья и первый автор Возрождения. Сам же Ренессанс – это время жизни и творчества Леонардо да Винчи. Имя Мартина Лютера по праву ассоциируется с эпохой Нового времени и возникновением протестантизма. Почему луч Лютера устремлен вниз? Должно быть, потому, что этот немецкий пастор решительно выступил за возвращение к идеалам первоначального христианства. Тем самым было положено начало мощному движению Реформации.

Всё стихотворение пронизано стихией света. Ее задает название. Но фонарики призваны светить в темноте. Под темнотой метафорически можно понимать далекое прошлое. А это прошлое живо именно благодаря человеческой памяти.

Вот лишь несколько выписок одного тематического порядка: «разноцветные огни», «огни многообразные», «беспощадный луч», метеор Индии, «ясным светочем украшен строгий вход», «Ты ясностью, прекрасностью победно мрак рассек», «всё блеском залито», «свет ослепительный», «блеск таинственный», «лазурное сияние» и др.  Все  эти стихи меньше всего напоминают реконструкцию прошлого. Стремление поэта вовсе не в том, чтобы рисовать стилизации на исторические темы. В них ощутимо бьется пульс современности. Недаром стихотворение заканчивается, с одной стороны, печалью о том, что XIX столетие было «беспламенным», т.е. не слишком богатым на исторические потрясения, но сквозь сумрак ночи уже угадываются «сокрытые, не жившие, грядущие огни!» И предчувствие не обмануло Брюсова. Ровно через год после того, как было написано это стихотворение, грянула первая русская революция.

Стихотворение написано семистопным ямбом, парной рифмовкой, исключительно мужскими рифмами. Оно астрофично, т.е. не имеет деления на строфы. Кроме метафор в нем встречаются риторические восклицания («о») и вопросы («Но что горит высоко там и что слепит мой взор?»), примеры градации («Цветы в крови, трава в крови, и в небе красный след», «Все краски, все сверкания, все тени сплетены!»). Встречается несколько образных сравнений, например, «пляшут отражения, как змеи, по воде».

Лирический герой стихотворения – путешественник по времени – во многом близок самому автору, хотя их не стоит полностью отождествлять.

Тема стихотворения – историческое прошлое человеческой цивилизации. Идея стихотворения – прошлое живо и в настоящем. Ожидание будущего одновременно тревожно и исполнено надежды.

Павел Николаевич Малофеев

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта