Стать грамотным

Образ Молчалина в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Образ МолчалинаСочинение из коллекции П.Н. Малофеева

Об истории создания главного, как выяснится потом, произведения Грибоедова известно, в сущности, не столь уж много. Согласно традиционной точке зрения, принятой многими отечественными литературоведами и критиками, замысел «Горя от ума» явился Грибоедову во сне еще в 1816 году. Однако от сна до окончательного воплощения прошло еще несколько лет.

Автор начал работу над произведением на рубеже 1820-1821 гг., к 1824-му году пьеса была в целом закончена. Известно, что мелкие поправки в текст Грибоедов продолжал вносить вплоть до рокового отъезда в Персию в 1829 году.

Впрочем, вскоре после окончания основной работы Грибоедов неоднократно читал пьесу в различных кружках и салонах, коих в начале XIX века в России насчитывалось множество. Известны случаи, когда пьесу переписывали от руки. Усердно занимались этим некоторые будущие декабристы, которые сразу увидели в Чацком своего идейного союзника.

Один из центральных персонажей пьесы – Алексей Степанович Молчалин. Вот уж где, действительно, настоящая «говорящая» фамилия! Групповой портрет барской Москвы существенно дополняется портретом этого человека. Как вспоминает Фамусов, он выписал Молчалина из Твери, оценив его расторопность и услужливость. За несколько лет проведенных в Москве, Молчалин успел сделать неплохую карьеру: получил чин асессора, «три награжденья», стал личным секретарем Фамусова – далеко не последнего человека в столичной иерархии, научившись гасить гнев своего патрона именно безмолвием, наконец, был зачислен по Архивам. Но самое главное – Молчалин смог достаточно быстро обрасти нужными связями и завязать кучу полезных знакомств. При этом для него все средства хороши и можно ничем не брезговать: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы».

За всю пьесу Молчалин произносит лишь избранные и то довольно скупые реплики, вполне оправдывая данную ему автором фамилию. Главная его забота – чтобы всё было «шито да крыто». Он укоряет Софью за излишнюю откровенность. В разговоре с Чацким недоумевает, как это можно – не зависеть от других и меть собственное суждение, когда находишься в небольших чинах. Ведь в его понимании стиль жизни в том, чтобы блюсти «умеренность и аккуратность» и «угождать всем людям без изъятья», будь то хозяин, начальник, дворник или швейцар или даже собака дворника.

«Молчалины блаженствуют на свете!»  — горестно восклицает Чацкий, поначалу не воспринимавший это «жалчайшее» в его глазах создание всерьез и не видевший в Молчалине достойного соперника за сердце Софьи. Тем горше звучит вывод Чацкого о том, «что он дойдет до степеней известных – Ведь нынче любят бессловесных!»

Единственное, что к этому можно добавить, — их любят во все времена. Верность заветам отца роднит Молчалина с Павлом Ивановичем Чичиковым – сюжетообразующим персонажем «Мертвых душ» Гоголя. Молчалин – это как бы Чичиков в эмбрионе. А имя этого грибоедовского персонажа стало нарицательным. О Молчалине мы, так или иначе, вспоминаем, слушая песню поэта и драматурга Александра Галича о молчании, где прямо говорится о том, что те, кто кричал и шумел, подобно Чацкому, своё отшумели и сгинули в безвестности, а вот «молчальники вышли в начальники». Храня молчание до поры до времени, можно угодить не только в «первачи» и в «богачи», но и в «палачи» тоже.

Молчалина тянет к служанке Лизе, которую он даже считает «своей». Он, прежде всего, заметил и оценил в ней те качества, которыми сам обладал: умение притворяться, свободно лгать, хранить тайну и играть роль, сообразную тому или иному случаю. Однако Лиза хотя и подыгрывает нравам высшего света внешне («Грех не беда, молва нехороша»), но не принимает его философию в сердце. Этого-то Молчалин как раз и не улавливает по своей нравственной ущербности. Его гложет тоска от необходимости скрывать свои желания. Непростое дело – держать всё в себе подлецу с таким честолюбием и самомнением. В монологе «Мне завещал отец» маска окончательно сорвана и Молчалин не без удовольствия саморазоблачается перед Лизой, даже не подозревая о том, что его слышат и Чацкий, и Софья. Молчалин оставляет без внимания вопрос Лизы относительно совести. Он не замечает подлости своих поступков, потому что в этой самой подлости рос и формировался. Всё, что он делает, он считает правильным, разумным, не противоречащим ханжеской общественной морали. Мало того, в его подобострастии и угодничестве даже имеется чувство морального превосходства над теми, кому он угождает. Он покровительственно жалеет Чацкого, но и с удовольствием демонстрирует свое превосходство над ним в понимании жизни – превосходство подхалимства и ничтожества.

Как я отношусь к Молчалину? Презираю. Хотя с сожалением признаю, что таких, как он, вокруг очень много.


Другие сочинения по литературе

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта