Стать грамотным

Петербург Достоевского

Сочинение по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».Петербург Достоевского

Вторую русскую столицу поэты любовно и величественно окрестили «Северной Пальмирой». Действительно, Санкт-Петербург – это своеобразный музей под открытым небом. Но есть и другая его сторона – дворовая, теневая. О ней знают преимущественно те, кто живет здесь постоянно. И вот в середине XIX века писатели открыли для читающей публики совсем другой Петербург, непохожий на столицу российской империи. Одним из первых это сделал Ф.М.Достоевский на страницах романа «Преступление и наказание». Итак, каков же он – Петербург Достоевского?

Книга открывается картиной знойного лета, когда повсюду царят духота и толкотня, несется нестерпимая вонь из многочисленных распивочных, то и дело попадаются пьяные, а также автор отмечает «обилие известных заведений», т.е. публичных домов. Что и говорить, городской пейзаж не из приятных.

Если же заглянуть в одну из таких распивочных (а Достоевский предоставляет нам такую возможность), то находиться там долго невозможно – от одного только винного запаха «можно было в пять минут сделаться пьяным». Известен исторический факт – в Столярном переулке, состоящем из шестнадцати домов, находилось целых восемнадцать питейных заведений. Что делать, алкоголь давно уже стал прибыльной отраслью государственного бюджета.

Прямо на улице представительный господин пытается «снять» пьяную девочку. Раскольников в бешенстве называет его Свидригайловым. В одном из переулков студент набредает на целую толпу женщин, где почти у всех подбитые глаза. Слышится отборная ругань, посреди улицы валяется некто «мертво-пьяный». Чуть позже пытается свести счеты с жизнью, бросившись с моста, еще одна женщина.

Не лучше и помещения, описываемые в романе. Так, жилище Мармеладовых – это всего лишь «беднейшая комната шагов в десять длиной». Из других примет интерьера – «маленькая закоптелая дверь», разбросанное в беспорядке детское тряпье, два стула и «ободранный диван», некрашеный и ничем не покрытый «старый кухонный сосновый стол». Что касается жилища Раскольникова, то оно и того меньше – «шагов в шесть длиной», с низким потолком и всюду отставшими обоями. Эта каморка сначала сравнивается со шкафом, затем с сундуком и, наконец, с гробом. Комната, которую занимала Соня Мармеладова, походила на сарай в виде неправильного четырехугольника. Таким образом, во всех описываемых помещениях минимум мебели, крайняя бедность и желтые обои. Символично, что в подобном же помещении проводит ночь перед самоубийством Свидригайлов.

Именно Свидригайлов, при всех его отвратительных личных качествах, дает самую точную и глубокую характеристику Петербурга. Он подмечает, как много народа ходит и говорит с собой, как влияет на душу человека промозглый северный климат. И общий его вывод таков, что характер жизни в административном центре неизбежно отражается на всей России. С этим трудно не согласиться.

Рубрики сайта