Стать грамотным

Преимущества и недостатки дистанционного образования в России

Преимущества и недостатки дистанционного образованияЭссе студента дистанционного отделения. 

Дистанционное образование входит в жизнь россиян, постепенно становясь её неотъемлемой частью.

Как любое нововведение, эта форма обучения имеет у нас и противников, и сторонников. Я отношусь к последним: считаю, что Интернет способен сделать учёбу проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение – единственно возможный способ получения знаний.

Не так давно у меня возникли проблемы со здоровьем. Посещать очные занятия в колледже не всегда получалось. В результате снизилась успеваемость, испортились отношения с преподавателями, а затем и с однокурсниками. Ситуация зашла в тупик. И тут появилась мысль о дистанционном получении специальности. Оказалось, это возможно – я поступил на дистанционное отделение РФЭТ. Учиться стало комфортнее: теперь постигаю науки, не выходя из дома.

В России и за её пределами есть немало людей, для которых дистанционная форма обучения является средством социализации. Это, прежде всего, инвалиды. Моя подруга Настя на протяжении нескольких лет прикована к постели. В детстве девочка получила тяжёлую травму позвоночника – в результате не может не только самостоятельно передвигаться, но и сидеть. Школьные учителя проводят для неё уроки на дому – так Настя переходит из класса в класс, кстати, с отличными отметками. Но её заветная мечта – стать юристом – до недавнего времени казалась несбыточной. Теперь я уверен: Настя поступит в вуз и сможет его закончить – дистанционно. В соответствии с одной из государственных программ она даже получила дорогостоящее компьютерное оборудование, которое уже использует для школьного обучения: уроки на дому чередуются с занятиями в «Скайпе».

Разумеется, чтобы дистанционное образование стало доступным для инвалидов, необходим учёт индивидуальных особенностей каждого из них. В случае с Настей, насколько мне известно, был один неприятный момент. В просьбе родителей заменить предоставленный ей стационарный компьютер ноутбуком в Центре поддержки инвалидов сначала отказали: по инструкции не положено. А ведь заниматься сидя Настя физически не может – получается, что выделенное оборудование оказалось бы бесполезным. Родителям пришлось пройти через множество инстанций и собрать огромное количество справок, прежде чем их просьба была удовлетворена.

Обидно, когда прогрессивные и полезные новшества наталкиваются на бюрократическую систему, когда за строчками инструкций и распоряжений перестают видеть конкретного человека… Впрочем, это типично русская история.

Есть и другая категория  лиц, которые могут получить российское образование только в дистанционной форме. Это дети, по каким-то причинам проживающие за границей. Пройти курс обучения в среднем или высшем учебном заведении России раньше для них было почти невозможно. Сейчас такая проблема решена благодаря сети Интернет. Дистанционное обучение осуществляется многими школами, а также высшими и средними учебными учреждениями.

В последние годы в России распространилось и онлайн-репетиторство. Это одна из форм дистанционного обучения, которая, на мой взгляд, достаточно эффективна. Компании, оказывающие такие услуги, конкурируют друг с другом, борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте.

Моя мама, учитель русского языка и литературы, несколько лет занимается дистанционным репетиторством. По её словам, онлайн-уроки при грамотной организации ни в чём не уступают традиционным занятиям. К тому же дистанционное обучение увлекательно, интересно и преподавателю, и ученику. Они видят и слышат друг друга, пишут на интерактивной доске, обмениваются файлами.

Итак, дистанционное образование в России развивается довольно быстрыми темпами. Его преимущества очевидны. Однако нельзя не сказать и о недостатках, которые пока ещё имеют место.

Дистанционная форма обучения нуждается в соответствующей материально-технической базе, которой, к сожалению, могут похвастать не все учебные заведения. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, никогда не дадут нужного эффекта. Да и скорость Интернет-соединения для подобных уроков требуется далеко не маленькая. Вот и получается, что некоторые государственные учебные заведения осуществляют дистанционное обучение «для галочки». В отчётах всё выглядит достойно, а на деле – лишь имитация онлайн-занятий, не более того.

Другая проблема – недостаточная подготовленность к нововведениям некоторых участников образовательного процесса. Чему, к примеру, сможет дистанционно научить студентов престарелый консервативный преподаватель вуза или колледжа, недавно узнавший о существовании программы «Скайп»? В результате онлайн-обучение теряет ценность. Студентов подчас лишь «натаскивают» дистанционно на вопросы тестов, но эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений: сейчас этого требует сама жизнь.

Насколько мне известно, не до конца разработана в России и законодательная база, связанная с дистанционным образованием. Оно во многих документах всё ещё имеет статус «заочного», хотя это совсем другая форма обучения, требующая нового подхода. Данный вопрос уже решён в странах Запада. Хотелось бы, чтобы и наше государство чётко определило правовые рамки дистанционного образования. Тогда и отношение общества к этому нововведению станет более лояльным, чем сейчас. Ведь многие россияне до сих пор не принимают обучение через Интернет всерьёз.

Итак, дистанционное образование в нашей стране прижилось: его достоинства налицо, однако и недостатков пока хватает. Вряд ли в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные уроки, лекции и семинары: классическая система складывалась и оттачивалась слишком долго, чтобы в одночасье сдать позиции.  И всё же у меня нет ни капли сомнения: за дистанционной формой обучения – будущее.

Автор эссе — Николай Басенко ©

Рубрики сайта