Стать грамотным

Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека». Рецензия.

"Судьба человека". Рецензия.Рассказ «Судьба человека» — последнее из законченных произведений известного советского писателя Михаила Александровича Шолохова. Оно увидело свет уже после войны, в конце 50-х годов прошлого века, на волне хрущевской «оттепели». По этому произведению снят замечательный художественный фильм, где главную роль исполнил сам режиссер – Сергей Бондарчук. Но фильм и книга – это разные жанры, разные виды искусства.

Откуда я узнала об этом произведении? Да всё просто – оно является программным произведением в нашей школьной программе по литературе. Если признаваться честно, некоторые произведения «убивают» своим объемом, их читать приходится нехотя, только потому, что так надо. Но они не остаются в памяти. «Судьба человека» — совсем другое дело. Это небольшой рассказ, всего на несколько страниц, но он врезается в память надолго. И потом еще некоторое время не отпускает от себя, заставляет думать и сопереживать. И даже не сразу понимаешь – а почему? Ведь жизнь главного героя – Андрея Соколова – ничем не похожа на мою жизнь. Наверно, дело в мастерстве писателя. Ведь рассказ все равно написан конкретным автором – Шолоховым, хотя Андрей Соколов и рассказывает как бы от первого лица. Нас, современных читателей, в заблуждение не введешь. Зато «зацепить» тоже возможно.

Трудно говорить о целях и задачах автора. Мы не знаем его творческую «лабораторию». Шолохов не слишком охотно давал интервью, никого не пускал в свой мир. Последние годы жизни он почти безвыездно провел в родной станице Вешенской, где и был похоронен. Могу лишь предполагать, что писатель стремился отразить в судьбе Андрея Соколова типичную судьбу многих своих современников. Они не считали себя героями и выдающимися личностями, но верно служили Родине, и если требовалось – отдавали за нее свои жизни.

Основное содержание рассказа – развернутый монолог Андрея Соколова. Они коротают время с рассказчиком, и Андрей невольно рассказывает случайному, в общем-то, собеседнику историю всей своей жизни. Почему он это делает? А больше некому? Не осталось ни жены, ни детей. На «малую родину» он тоже не вернулся – там всё напоминает о прежней жизни, к которой уже нет возврата. Действительно, иногда бывает легче и проще исповедаться совершенно чужому человеку. Хотя бы потому, что ты его видишь в первый и, возможно, в последний раз. Никто никому ничем не обязан.

Что значит выражение «типичный образ»? Это образ собирательный, сотканный из черт многих современников. Образ, при создании которого самым причудливым образом переплетаются правда и вымысел. Из рассказа нетрудно вычленить основные вехи судьбы Андрея Соколова: голодное детство, гражданская война, начало трудовой биографии, встреча с будущей женой, война, контузия, плен, побег из плена, известие о гибели жены и дочерей, надежда встречу с сыном, крушение этой надежды буквально накануне Победы. И вот она – Победа! И дальше – пропасть. Как жить дальше – непонятно. Соколов не живет, мыкается, мучается, перебивается случайными заработками. Пытается топить горе в вине. Спасительной становится встреча с мальчиком Ваней.

Это тот самый редкий случай, когда фильм и книга в одном конкретном эпизоде совпадают по силе эмоционального воздействия. Действительно, только каменное сердце не дрогнет, когда Соколов, вроде бы, идет на откровенную ложь, признаваясь мальчику, что он – его отец, а мальчишка сразу же верит, как будто ждет этого признания. Кидается на шею, крепко обнимает, целует, плачет. Обратной дороги нет. Ведь, как говорится в сказке А.Сент-Экзюпери «Маленький принц», «мы в ответе за тех, кого приручили».

Сердце автора-рассказчика греет уверенность, что Соколов с приемным сыном выдюжат и выдержат все невзгоды, которые им еще предстоят. На то они и русские люди. Русскому человеку не привыкать терпеть. Для него бывает даже так: чем хуже – тем лучше. Волю – в кулак, эмоции – в сторону. Надо жить, хоть жизнь и не всегда радует.

Рубрики сайта