Стать грамотным

Сочинения ОГЭ по тексту В.Астафьева (Белогрудка)

Текст В.Астафьева (см. пособие И.П.Цыбулько, 2015, вариант 9)

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» … 

«Грамматика позволяет связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете», — считает Л.В. Успенский. С утверждением русского филолога нельзя не согласиться.

В нашем языке существует огромное количество слов, из которых складывается речь человека. Правильно составить из слов словосочетание или предложение, полно и точно передать свою мысль – именно этому учат нас правила грамматики.

Обратимся, например, к предложению 42 из данного текста. В его состав входят слова, представляющие собой разные части речи. Заключенную в этом предложении мысль помогает передать не только смысловая связь слов, но и грамматическая, то есть подчиняющаяся особым правилам. Все слова между собой связаны здесь определенным способом: прилагательное согласуется с существительным  («лесистом косогоре»), глагол управляет существительным, которое присоединяется к нему с помощью предлога («живут на косогоре»), наречие примыкает к глаголу («спокойно живут»).

Наши мысли мы можем передать при помощи разных предложений: простых и сложных. Можем дополнить предложения вводными конструкциями, употребить обращения, междометия. Например, вводное слово «пожалуй» помогло автору текста выразить во 2 предложении некоторое сомнение.

Следовательно, Л.В. Успенский абсолютно прав: законы грамматики помогают выразить любую мысль грамотно, образно, полно.


15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!» … 

Трогательная история Белогрудки, рассказанная писателем В.П.Астафьевым, не могла оставить меня равнодушной. Полностью поддерживаю автора, который словами финала текста словно говорит нам, как было бы хорошо, если бы все животные и птицы, обитающие по соседству с людьми, жили спокойно.

Люди должны бережно относиться к окружающей природе, к животным, заботиться о них. Но, к сожалению, они часто поступают бесчеловечно по отношению к «братьям нашим меньшим». В рассказе о Белогрудке говорится о мальчишках, разрушивших гнездо куницы, выкравших у матери ее беззащитных детенышей. Жестокую игру придумали дети, мучая беспомощных маленьких кунят: переворачивали кверху брюшками, щелкали по носу.

Животным трудно защитить себя от злых людей. Но, прочитав рассказ, мы убеждаемся: иногда звери могут тоже отомстить за обиду. Любящая, заботливая мать Белогрудка, которая «грела своим телом» детенышей, «до блеска облизывала» каждого и добывала для них корм, лишившись своих малышей, стала свирепой хищницей, причиняющей вред людям.

Рассказ В.П. Астафьева очень поучительный, особенно для ребят. Разве нет среди детей тех, кто любит приносить домой найденных в лесу или парке детенышей животных и птиц? Эти ребята должны навсегда запомнить: звери – не игрушки.

Думаю, что последней фразой текста автор говорит нам еще и о том, что было бы хорошо, если бы всегда и везде на нашей планете царствовали доброта и человечность.


15.3. Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?«… 

Я считаю, что человечность – это доброе отношение ко всему живому на земле: людям, животным, птицам, растениям. Это умение чувствовать сердцем чужую боль и страдания, проявлять великодушие по отношению к слабым и беззащитным. Быть человечным – значит, быть неравнодушным к любому проявлению зла: жестокости, грубости.

В тексте В.П. Астафьева мы видим пример бесчеловечного поступка мальчишек, которые ради забавы забрали из гнезда и принесли в деревню детенышей заботливой матери куницы. Издевательством над беззащитными зверьками кажется игра: один из мальчишек «переворачивал их кверху брюшками, щелкал по носу». «Беззаботные мальчишки» оказались жестокими и тогда, когда бросили маленьких кунят возле леса, не выполнив приказания взрослых отнести их снова в гнездо.

Милосердие, искреннее желание протянуть руку помощи тому, кто нуждается в ней, – качества личности, из которых складывается понятие «человечность». Даже очень простые, на первый взгляд, поступки – помочь старушке поднести тяжелую сумку или приютить бездомного котенка – можно считать проявлением человечности.

Все люди должны быть человечными. Думаю, тогда лучше и краше станет наша жизнь.

Рубрики сайта