Стать грамотным

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Тема судьбы в романе "Герой нашего времени"Марина Цветаева однажды написала: «Как волка ни корми – все в лес глядит. Все мы волки дремучего леса Вечности». Жизнь – это мощный поток света, а составляющие его лучи – люди с их мыслями, делами, судьбами.

Лермонтов – искрящийся, солнцеподобный луч, затмевающий все остальные – мутноватые, тусклые, блеклые лучи – человеческие жизни. Вспоминается изречение пророка Заратустры: «Человек – это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять в себя грязный поток и не сделаться нечистым». Короткая жизнь Лермонтова – мятущийся, непредсказуемый Ниагарский водопад, душа – вечно бушующий океан, мысли подобны небесной чистоте и хрустальной прозрачности Байкальского озера. Этот удивительно талантливый человек с живою, сложною душою был наделен тонким восприятием мира, умением видеть незаметное. За свою короткую жизнь он сделал столько, сколько делает обыкновенный человек за 70 лет своего существования.

Яблоня не родит вишню. Творения гения носят отпечаток его мыслей, его мировосприятия. Недаром В.Г. Белинский после прочтения романа «Герой нашего времени» произнес: «Печорин – это он сам». Конечно, Лермонтов, создавая свое величайшее детище, навряд ли писал копию себя самого, но окружающие воспринимали поэта так же, как он воспринимал Печорина, хотя Лермонтов не Печорин, а его «отец». Валерий Брюсов писал: «Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Создание искусства – это приотворенные двери в Вечность». Жить так, как жил Лермонтов с его искусством любить и мыслить – непостижимая тайна. Его душа была в союзе с провидением, была ведома судьбою, имела прямую связь с таинственным и загадочным, отчего само существование поэта приобрело налет фатальности и рока.

В романе «Герой нашего времени», на мой взгляд, тема судьбы занимает главенствующее положение, ибо жизнь, судьба, смерть – составные части одного целого – Вечности. Жизнь человека полна счастливыми совпадениями, неудачами. Для одних людей – это милость Бога, для других, как они считают, их личное достижение. Но ни те, ни другие не задумываются над тем, что все эти случайности имеют упорядоченный характер, выстраиваясь в стройную систему. В романе Лермонтова все непостижимые тайны и загадки бытия ниспадают под взмахом топора. Не случайно Печорин сравнивает себя с «топором в руках судьбы» и признается на страницах дневника (журнала), что ему доводилось играть эту роль неоднократно. Причем, делал он это и без злобы, и без сожаленья – многие лучшие черты в нем уже умерли к тому времени.

Человек, замечая в своем друге какое-либо качество, обязательно сам обладает им, иначе он не был бы так чувствителен к наличию этого качества в натуре своего друга. Если Печорин так смело заявляет о своей роли в спектакле под названием Жизнь, Значит, он в полной мере познал то, что называется жизнью, раскусил ее хитрости и теперь знает, что значит в ней человек. Его проницательному взгляду открыта вся пропасть, вся бездна души человека. За легким движением головы, чуть заметным смущением ему открывается целая книга любовного переживания, безвыходного томления. Он чувствует трепет каждой ниточки, каждого переплетения тканей души. По-моему, Печорин – олицетворение провидения, черного рока, ибо для него нет тайн в человеческом уме, ибо он постиг все глубины бездонного моря человеческих чувств и, кроме того, он «как орудие казни, упадает на голову обреченных жертв»…

Политическая система дореволюционной России нам хорошо известна с уроков истории: царь – дворяне – армия. Царь обладает неограниченной властью. Дворяне – сила для армии, ничто – для царя. Печорин – сверхчеловек, провидец для «водяного общества», а для Высшего судьи, заправляющего нашим миром – дирижерская палочка, посредством которой рождает музыку жизни вселенский оркестр. Этот роман позволяет увидеть, как наполнено человеческое бытие близкими «родственниками» судьбы, «свитой» Рока. Даже человек не от мира сего – Печорин – и тот затрудняется в расшифровке посланных ему сигналов. Ирония судьбы! Значит, надо быть тем, кем создала нас природа – человеком. В этом наше счастье и духовное богатство. Прав был Цицерон, говоря: «Природа не дала нам познания предела вещей».

Роман Лермонтова, подобно весне, пробуждает во мне целую гамму чувств, заставляет ощущать себя не простой школьницей, а человеком, что само по себе прекрасно. Какое счастье, что жил Лермонтов, творил такие возвышенные произведении! Спасибо ему за это!

Из коллекции П.Н. Малофеева


Готовые сочинения

Советуем прочитать:

П. Малофеев. Заметки о поэзии Лермонтова

П. Малофеев. К юбилею М.Ю. Лермонтова

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта