Стать грамотным

Учитель и ученик. Кто кого?

Помните, что написал на своем портрете, подаренному юному Александру Пушкину, Василий Андреевич Жуковский: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Ученик непременно должен превзойти своего учителя, в этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение. И вот что сказал Виталий Валентинович Бианки своему лучшему ученику Николаю Ивановичу Сладкову во время одной из последних прогулок: «Известно, что старые и опытные соловьи обучают пению молодых. Как говорят птицеловы, — «ставят их на хорошую песню». Но как ставят! Не тычут носом, не принуждают и не заставляют. Они просто поют. Изо всех птичьих сил стараются петь как можно лучше и чище. Главное – чище. Чистота свиста у них ценится превыше всего. Старики поют, а молодые слушают и учатся. Учатся петь, а не подпевать!»

Эссе по тексту.

Тема – характер взаимоотношений между учителем и учеником.

Основная мысль текста – ученик должен пойти дальше своего учителя и обрести собственный чистый голос в избранной области.

С тех самых пор, как появились в мире первые школы (а произошло это, скорее всего, у древних шумеров) стали складываться отношения между учителями и учениками. Это только на первый взгляд эти отношения кажутся простыми и понятными. А какие страсти бурлят внутри!

Учить, разумеется, надо в первую очередь того, кто чем-то не владеет, чего-то не знает. Это и делается в начальных классах. Недаром первую учительницу помнят многие из нас и воспринимают даже как «вторую маму». Но потом многое меняется.

Конечно, портить отношения с учителями никому не хочется. От учителей многое зависит – и наша характеристика, и итоговая оценка по тому или иному предмету. Но проблема в том, что некоторые учителя слишком буквально понимают свою власть над учениками и начинают злоупотреблять ею. А такое поведение вызывает ответную реакцию. В основном, негативную. Кому понравится, когда тебя то и дело ставят на место?

И сами эти отношения «учитель – ученик» в стандартную схему далеко не всегда укладываются. Как в случае с Жуковским и Пушкиным. Возраст – это понятие не столько физическое, сколько духовное. Как и совершеннолетие. Буквально за несколько лет ученик способен превзойти учителя во многом. И вот в этой ситуации от учителя потребуется вся его мудрость и спокойствие. Как поступить? Обидеться, сделать вид, что ничего не произошло, начать выяснять отношения, привычно ставить зарвавшегося юнца на место? Пожалуй, все это не подойдет. Жуковский как раз поступил очень мудро. Признал, что его время уходит, а за Пушкиным – будущее. Он сделал красивый символический жест.

Что же касается диалога между Бианки и Сладковым, то и в нем чувствуется глубина человеческой мудрости. Подражательство – занятие праздное, хотя и неизбежное – особенно в юности, когда ученикам обязательно нужен хороший образец для подражания перед глазами. А затем необходимо искать собственный, незаемный голос.

Можно провести аналогию с обучением игре на музыкальном инструменте. Опытный музыкант скажет: знание нотное грамоты, сольфеджио – это только полдела, это не самое трудное для освоения. В конце концов, нотной грамоте нас пытаются научить и на школьных уроках музыки, пусть с разной степенью успеха. А вот добиться того, чтобы инструмент в твоих руках, будь то гитара или флейта, пел или плакал, — вот показатель высшего мастерства и профессионализма. Причем не «холодного» профессионализма, а самого трепетного отношения к любимому занятию. Так что с голым интеллектом, со знанием нот или аппликатуры в музыке делать нечего. Петь будешь правильно, но никого твое пение не тронет, играть научишься по гаммам, но так и останешься ремесленником, не выросшим до Мастера.

Итак, действительно, хорош тот ученик, что смог превзойти своего учителя. И хорош тот учитель, что нашел в себе силы это признать и благословить своего недавнего питомца на открытие своих «америк».

Павел Николаевич Малофеев

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта