Стать грамотным

Женские образы в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Волею автора главные женские образы в романе «Евгений Онегин» сосредоточены близ семейства Лариных. Это и любимица А.С.Пушкина — Татьяна, и ее мать с сестрой, и няня. Что называется, «на заднем плане» фигурируют имена нескольких столичных родственниц, но они существуют лишь для того, чтоб оттенить незаурядность характера главной героини.

Татьяна — главный женский персонаж романа. Ее принципиальное отличие от всех других состоит в том, что подлинной основой всех поступков героини является ее нравственный стержень, ее собственное мерило справедливости. Ей чужды притворство, кокетство и традиционные манеры поведения (да и мышления, кстати, тоже) светских барышень того времени. Сызмальства она выделялась в толпе детей своей нелюдимостью, склонностью к одиночеству.

Дитя сама, в толпе детей

Играть и прыгать не хотела…

С самых ранних лет ее внутренняя жизнь превалировала над внешней. Чуждая привычным утехам общества, девочка много читала — и характер ее формировался в большей степени литературными, нежели жизненными примерами. Во всяком случае, черты его противопоставляются нравам ее родных.

Ольга, младшая ее сестра, гораздо интереснее внешне, она ярче и живее в общении. Типичная приятная во всех отношениях барышня своего поколения. Воспитанна, приветлива, мила. Наиболее очевидно момент их с Татьяной противопоставления проявляется в эпизоде, где Ольга выходит замуж, хотя со времени гибели ее первого жениха — Ленского — прошло совсем немного времени. Дело тут не в осуждении и каком-то очернении этого поступка – в конце концов, дело молодое, едва ли разумно было бы всю жизнь хранить траур. Речь о том, что чувство поэта стоило ему жизни. По глупости, горячности, молодости — Бог с ним, это сейчас не столь важно. И логично было бы предположить, что естественное горевание, будь чувство Ольги подлинной любовью, длилось бы несколько дольше и было бы глубже. Однако описаний долгих тягостных часов и уж тем более дней, проведенных ею на могиле убитого жениха, в романе нет…

Онегин никогда не был Татьяне женихом. В сущности, кроме ее письма и того душеспасительного разговора, в котором он учил ее жизни, между ними ничего и не было (до встречи в финале романа, разумеется). Но чувству своему она осталась верна. Не Онегину — подчеркиваю, между ними не было тех отношений, которые позволяли бы употреблять понятие верности друг другу. Самой себе. Она сказала «люблю» — сказала искренне, пойдя на неслыханную для себя откровенность — и вследствие цельности своей натуры, оставалась верна данному ей слову.

Образ матери сестер Лариных, вероятно, является довольно типичным, как и образ Ольги. Выданная замуж против воли (была прежде влюблена в другого), она сначала немного пометалась в мужнином доме, затем привыкла — и сделалась вполне счастлива, оставив свои прежние идеалы. Что у нее, что у Ольги — обстоятельства определяют судьбу и формируют духовную основу. Именно о матери Лариной А.С. Пушкин говорит фразу, ставшую впоследствии крылатой:

Привычка свыше нам дана:

Замена счастию она.

У Ольги это привычка, немного утрирую, к хорошему расположению духа и устойчивому внешнему миру (поплакала по Ленскому — ничего, жизнь продолжается; вышла замуж за улана — все замечательно, все положенные условности соблюдены, старой девой не осталась. Речи о глубоких чувствах там нет, есть довольно снисходительное «Улан умел ее пленить…»). У матери приблизительно то же самое. Это не хорошо и не плохо; это особенность характера. В наше время все это по-прежнему остается актуальным. И, кстати, жить проще именно Ольгам с матушками. «Татьянам», как и у Пушкина, обычно достается весьма и весьма тяжелая жизнь — не столько сама по себе, сколько по несгибаемости мышления и неумению приспосабливаться к предлагаемым обстоятельствам.

Также в романе «Евгений Онегин» присутствует образ няни главной героини. Это простая деревенская крепостная, которую выдали замуж практически ребенком, и всю свою трудную жизнь она провела в услужении и заботах. Возможное отличие ее от других женщин ее положения состоит в том, что она, несмотря на тяготы и невзгоды, сохранила способность к любви и сопереживанию. Ведь к Татьяне она относится со всей душой — как может. Ее одну можно было бы назвать подругой героини, ведь именно ей та поверяет свою самую главную тайну. Именно ее вспоминает уже будучи светской львицей, мечтая вновь попасть в те места, где «нынче крест и тень ветвей над бедной нянею моей».

Постоянно в романе отсылки к образу абстрактных барышень. Можно было бы написать «барышень того поколения», так как Пушкин, в силу своей любвеобильности, знал предмет, о котором писал, но гений автора состоял не в умении рифмовать описание женских прелестей… Дело в том, что все эти «Дианы грудь, ланиты Флоры…» и прочее — это некое обобщение, условность, которая остается неизменной из века в век. Там речь не об отличительных особенностях характера, широте души, складе ума — просто некий приятный глазу фон. В отличие от главной героини, расписывать там особенно нечего. Автор, так сказать, в силу естественных гендерных причин, отдает должное всей прелести женской природы, но отмечает, что всерьез цепляет, проникая в душу, не внешняя красота. Это как раз о Татьяне, которая «не привлекла б очей…» (я вольно цитирую, но, полагаю, Пушкин не сделал ее умопомрачительной красавицей именно по причине превосходства внутреннего над внешним).

Женские образы в романе призваны охарактеризовать наиболее полно общество того времени, подчеркнуть особенности его развития, нравственную историю персонажей. И, безусловно, многие типичные черты представительниц прекрасного пола описаны для создания контраста с образом любимой пушкинской героини, чтоб лишний раз подчеркнуть, насколько уникальным является человек, имеющий смелость хранить верность себе до конца и называть вещи своими именами.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта