Стать грамотным

Интеллектуальный труд и его оценка

Декабрь 11, 2013 / Мысли о языке. И не только... / Теги: комментария 4

Физический и интеллектуальный труд

Физический и интеллектуальный труд — можно ли их сравнивать? Как, в соответствии с какими критериями,  сопоставить работу физическую и умственную? Размышления П.Н. Малофеева.

Провожали однажды Анна Ахматова и Николай Гумилев на фронта Первой мировой войны коллегу по поэтическому цеху – Александра Блока. Когда эшелон скрылся из виду, Гумилев саркастически заметил, что отправлять Блока на фронт – все равно, что жарить соловьев (имея в виду, скорей всего, поэму «Соловьиный сад»)…

Эпизод достаточно известный, и не только он сподвиг меня на данную статью. Многое наболело уже давно и требует выхода. Особенно то настойчивое стремление принизить значение интеллектуального труда и отодвинуть гуманитаристику на периферию, коими отмечено наше время.

«Поэт для плуга непригоден» — так выразился однажды соликамский стихотворец Леонид Олюнин. А ведь правда! Неписаный закон о разделении труда на умственный и физический продолжает действовать. Вот только формы он принимает извращенные и находящиеся за рамками всякой этики.

Мне, как чистой воды гуманитарию, например, не раз в глаза говорилось примерно следующее: «Зачем вам доска? Вы и на пальцах всё объясните. Какая разница, где языком трепать!» Раньше, по молодости, страсть как хотелось сцепиться! Теперь поостыл и уже почти перестал реагировать.

Сравнивать – вообще занятие неблагодарное: особенно, если кого-то с кем-то и не пользу одного из них. Конечно, физический и интеллектуальный труд сравнимы: отвел шесть «пар», например, — и «ни в одном глазу»: хороший контакт с аудиторией, умные лица, осмысленные глаза. Только ночью все равно спишь плохо, потому что происходит серьезное эмоциональное выгорание и с каждым годом все тяжелее заполнять аудиторию собой. Или выкопать огород картошки одному – 100% гарантия, что спать будешь, как убитый! Но сравнимо – не значит сопоставимо! Это как раз не тот случай.

Учитель и преподаватель вуза сегодня – существа почти абсолютно бесправные. Вот и приходится им вовсю заниматься тем, что одна коллега образно назвала «интеллектуальной проституцией»: писать за школьников сочинения, решать тесты, а за студентов – курсовые и дипломные проекты, рефераты, эссе. Кто-то возразит: да так было всегда! Согласен — было, только не афишировалось. И не в таких масштабах. Мы имеем страшную пропасть между всё возрастающими требованиями к выпускникам школ и катастрофическим падением их общего культурного уровня.

Словом, куда ни кинь, — пресловутые «двойные стандарты». И видишь гораздо больше, чем говоришь об этом…

Павел Николаевич Малофеев

Специально для сайта «Стать грамотным»

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Интеллектуальный труд и его оценка: 4 комментариев
  1. Светлана
    Январь 10, 2014 в 4:10 пп –

    Зачиталась и полностью с вами согласна. Печально то, что интеллектуалов и грамотных работников слова сейчас очень мало. Может поэтому многие не воспринимаю их труды серьезно.

  2. Лера
    Январь 10, 2014 в 4:20 пп –

    Интеллектуальный труд сегодня практически не востребован. Не модно сегодня быть культурным, воспитанным и уметь правильно разговаривать. Большинством это воспринимается как «выделение из массы».

  3. Илона
    Январь 11, 2014 в 12:30 пп –

    Сразу пришли на ум слова, сказанные Иосифом Бродским на судебном процессе: «Я работал — я писал стихи». А самым несправедливым мне кажется то, что большинству обывателей и сейчас интеллектуальный труд, будь то писательство или что-то иное, представляется архилёгким.

  4. M.K
    Январь 13, 2014 в 10:00 пп –

    Абсолютная правда! Сегодня никто не старается разговаривать правильно, только сленг не понятный. А я старых принципов, и часто меня спрашивают не учитель ли я? (Ответ нет :))

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: