Стать грамотным

Как пишется рецензия

Как пишется рецензияОдним из популярных жанров научного и публицистического стилей языка, несомненно, является рецензия.

Весьма востребованы произведения этого жанра и на просторах Сети, на биржах готового контента. Заказчики нередко просят рецензий на новинки кино и литературы. Другое дело, что оплата за рецензии оставляет желать лучшего. Впрочем, эта ситуация относится к низкой оценке интеллектуального труда в России вообще.

Хотя, если встать на точку зрения заказчика, который регулярно получает «бредотексты» и вынужден сам править их, невольно воздержишься от высоких цен. Ведь талантливому копирайтеру и адекватному заказчику еще предстоит найти друг друга…

Итак, что же такое рецензия? По сути, развернутый отзыв на какое-либо художественное, научное или публицистическое произведение. Разумеется, особенно востребованными будут рецензии, написанные по горячим следам: прошел премьерный показ спектакля, вышла новая книга известного автора – смотришь, рецензия уже готова и напечатана. Конечно, новинки приходится отслеживать, но в том и «хлеб» рецензента.

Как пишется рецензия? Абы как её не напишешь – у этого жанра свои, внутренние законы. Если их не усвоить в теории и не научиться применять на практике – получится невесть что. И нечего потом обижаться – мол, не ценят и мало платят. С чего же начинается рецензия?

С вписывания новинки в контекст творчества автора – «было» и «стало». Собственно говоря, и о самом авторе будет нелишним дать краткую справку – особенно если он еще не слишком известен широкой публике или «широко известен в узком кругу». Маститые авторы в подобном представлении нуждаются куда менее.

Типичная и даже хроническая ошибка многих рецензентов заключается в том, что, начиная за здравие, они потом становятся чрезвычайно субъективны и пишут исключительно о собственном восприятии книги, фильма, спектакля и др. Вместо автора новинки виден только автор рецензии – смотрите, мол, какой я интеллектуально подкованный и эрудированный. Этим грешат даже рецензенты со стажем.

Конечно, уровней восприятия чего-либо у нас, грубо говоря, всего два: эмоциональный и аналитический. Первый – уровень ахов и охов, второй предполагает дать внятный ответ на вопрос «почему» — нравится или не нравится. Мотивировать, обосновать свою точку зрения. Тогда честь тебе и хвала! Но именно на этот-то уровень многие и не собираются переходить, всю сознательную жизнь оставаясь на уровне эмоций и сомнительного субъективизма. Зачем им думать, анализировать, сопоставлять? Без этого гораздо проще, удобнее, безопаснее. Накатал исключительно хвалебную рецензию, откровенно соврал – зато ни с кем отношений не испортил.

Существует еще один неписаный закон, имеющий касательство как к публичному выступлению, так и к рецензии, — начинать стоит с похвалы. Даже если потом придется подвергать разгромной критике. Но и критика критике рознь. Критиканством, очернительством занимаются преимущественно завистники, неудачники, озлобленные на весь мир за то, что их, таких умненьких и талантливых, недооценили, им недодали, но дайте срок – они еще всем покажут! Вот и лезут вон из кожи на узком «пятачке» рецензии, не понимая, насколько со стороны их усилия отвратительно выглядят.

Еще маленький совет: нее стоит пересказывать в рецензии содержание того, о чем идет речь. Иначе рецензию легко подменить примитивным пересказом. А стихи, например, прозаическому пересказу вообще противятся всем своим строем. Заинтригуйте потенциального читателя фразой типа «а узнать, что произошло дальше, можно, посмотрев фильм» — разумеется, с вариациями. Так, чтобы книгу, фильм или спектакль захотелось прочитать, посетить или посмотреть!

Основное содержание рецензии определяется интуитивно, здесь нет строгого плана. Среди же того, о чем желательно упомянуть, — язык и стиль, образная система или актерский состав, соотношение традиций и новаторства. Словом, внутри этого жанра есть, где разгуляться истинно творческому человеку!

Павел Николаевич Малофеев ©

Рубрики сайта