Стать грамотным

Как предупредить орфографические ошибки школьников

Июль 14, 2016 / Как стать грамотным? / Комментарии: 0

Мечта любого учителя-словесника – добиться того, чтобы его подопечные писали и говорили правильно, навсегда избавившись от каких бы то ни было ошибок в своей устной и письменной речи.

Каких только способов «избавления» от ошибок не предлагается в методической литературе! Не подвергая сомнению ни один из них, мы решили предложить вашему вниманию несколько приёмов предупреждения неграмотности в работах школьников.

Любую болезнь проще предупредить, чем впоследствии лечить, не правда ли? Тот же принцип относится и к неграмотности, которая, если поразмыслить, тоже является родом недуга… 

Предлагаемый материал адресован, прежде всего, школьным учителям русского языка и литературы. Однако не исключено, что некоторые рекомендации заинтересуют школьников и их родителей.

Как предупредить орфографические ошибкиВсе орфограммы в системе русского письма принято подразделять – с точки зрения методики обучения – на две большие группы – проверяемые, а также непроверяемые и труднопроверяемые. Каждая из этих групп требует особого подхода при предупреждении ошибок.

Не пренебрегаем грамматическим разбором

Для того чтобы предотвратить ошибки в орфограммах, написание которых определяется доступными учащимся правилами, необходимо, конечно, в первую очередь знание этих правил. Однако одного только знания правил ещё недостаточно для правильного письма. Ученик может знать наизусть  формулировку правила, привести несколько примеров его применения – и сделать на письме ошибку на это же правило.

Дело в том, что подавляющее большинство орфографических правил тесно связано с грамматикой, требует для своего применения умения быстро определить грамматические признаки записываемых слов, их морфологическую структуру, в некоторых случаях – синтаксические связи между словами. Для выработки же указанного умения нужна длительная систематическая тренировка в различных видах анализа слов: морфемном, морфологическом, синтаксическом. Грамматический разбор должен занять надлежащее место на уроках русского языка. Целесообразно почти на каждом уроке уделять ему особое время и разбирать не одно и не два слова, а гораздо больше. Не следует упрощать при этом схему разбора, сводя, например, морфологический разбор только к определению части речи. Конечно, в некоторых случаях можно ограничиться и выборочным разбором, но желательно всё же практиковать полный разбор по схеме в пределах пройденного грамматического материала.

В классах с грамматической запущенностью можно рекомендовать применение следующего методического приёма: анализу текста на уроке предшествует самостоятельная работа школьников с ним дома. Благодаря этому улучшится качество ответов учеников, заметно увеличится объём материала, разбираемого на уроке. Однако по мере роста грамматической осведомлённости учащихся заранее подготовленный грамматический разбор следует постепенно заменять разбором без предварительной подготовки, с листа или со слуха.

Письмо наизусть. Развиваем орфографическую память.

Если для предупреждения ошибок в проверяемых орфограммах требуется хорошее знание правил и достаточная грамматическая осведомлённость, то при усвоении написаний непроверяемых и труднопроверяемых необходима в первую очередь опора на орфографическую память, то есть способность фиксировать в памяти особенности написания отдельных слов.

Хорошим приёмом, развивающим орфографическую память, является запись наизусть заранее разученного текста. Письмо по памяти целесообразно проводить систематически два-три раза в неделю. Чтобы это упражнение приносило пользу, необходимо строить его со строгим соблюдением требований доступности, постепенно увеличивая объём и трудность запоминаемого материала. Сначала желательно давать ученикам для заучивания тексты стихотворные, потому что стихи легче удерживаются в памяти, затем переходить к запоминанию прозы.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы при письме по памяти у учеников встречались орфографические ошибки. Если это произойдёт,  то задание для заучивания надо незамедлительно облегчить (например, уменьшить его объём, подобрать более доступный для понимания текст). При письме по памяти нужно добиваться полного отсутствия ошибок в работах обучающихся.

Проводим словарно-орфографическую работу

Письмо наизусть служит хорошим средством для общего развития орфографической памяти. Для запоминания же индивидуальных особенностей написания отдельных слов необходимо систематически проводить на уроках словарно-орфографическую работу. Очень полезными приёмами в этой области являются орфографическое проговаривание слов, а также широкое использование орфографических словарей и таблиц.

Орфографическое (слоговое) проговаривание слов – общеизвестный и распространённый приём, поэтому нет надобности на нём останавливаться. Что же касается школьных орфографических словарей, то необходимо добиться, чтобы они стали настольными книгами наших учеников и использовались при проведении любого вида письменных работ (за исключением контрольных диктантов, разумеется). Если ученики не приучены к пользованию словарями, желательно в начале учебного года уделить этому один или даже несколько уроков. Потраченное время с лихвой окупится впоследствии повышением грамотности учащихся.

Оформляем кабинет русского языка

Очень полезны для предупреждения ошибок орфографические таблицы справочного характера, содержащие слова с индивидуальными особенностями написания, а также слова на изучаемые в данное время орфографические правила. Имея у себя перед глазами вывешенные в классе таблицы с этими словами, ученики не ошибутся в их написании и постепенно запомнят, как они пишутся.

Правильно организуем письменные работы

Целям предупреждения ошибок должна служить и специальная организация письменных работ в классе. Планируя проведение той или иной письменной работы, учитель должен заранее продумать, какие типичные ошибки могут допустить в ней ученики и что нужно сделать для предупреждения ошибок.  Конечно, каждая письменная работа потребует особого подхода, но можно наметить некоторые общие установки.

Непосредственно перед написанием любой письменной работы следует тем или иным способом возобновить в памяти учащихся нужные для выполнения этой работы правила.

При написании не контрольных, а тренировочных работ полезно предварительно разобрать с учениками все слова, в которых могут быть сделаны ошибки. Наиболее трудные – записать на доске. Целесообразно разрешить ученикам при выполнении тренировочных работ пользоваться не только орфографическим словарём, но и учебником, а также обращаться за помощью к учителю. Пусть ученик поднимет руку, а учитель подойдёт к нему и, беседуя вполголоса, чтобы не отвлекать остальных, даст нужные разъяснения.

Хорошо, если учитель заранее предусмотрит возможные затруднения и при необходимости вмешается в ход выполнения работы, сделав те или иные указания.

Такова в общих чертах система приёмов и способов, совокупное применение которых позволит свести до минимума орфографические ошибки школьников при обучении их правописанию. Система эта в достаточной степени сложна и многообразна, и сводить всё её содержание только к какому-либо одному из её компонентов было бы явной недооценкой специфики рассматриваемого вопроса.

В статье использованы материалы из работы Ф.Н. Барановского «Орфографические ошибки надо предупреждать»

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий