Стать грамотным

Дисграфия у детей. Как предупредить?

Декабрь 8, 2013 / О дисграфии / Теги: , , , , , / Комментарии: 1

Дисграфия у детей

Дисграфия у детей становится серьёзной проблемой в период школьного обучения. Однако её предпосылки можно выявить ещё задолго до начала обучения письму. Предлагаем родителям рекомендации логопеда Ольги Лавицкой. 

Базовым навыком, на основе которого строится дальнейшее обучение в школе, является письмо. При нарушениях письменной речи возникают трудности не только в овладении грамотой и грамматикой русского языка, но и в учебе по всем предметам. Если у ребенка диагностирована дисграфия — ему необходимы регулярные занятия с логопедом, поскольку обычными школьными методами специфические ошибки на письме преодолеть практически невозможно.

Но потенциальную опасность возникновения дисграфии можно выявить задолго до начала обучения письму. Следовательно, работу по ее предупреждению необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, поскольку устранение уже имеющейся проблемы — гораздо более трудоемкий процесс.

Дисграфия у детей: почему она возникает?

Дисграфия у детей считается одним из последствий системного недоразвития устной речи и ряда неречевых функций, влияющих на процесс письма, усвоение языковых знаний, умений. Чаще всего ее возникновение обусловлено дефектами произношения, недостаточной сформированностью некоторых психических процессов, нарушениями двигательных функций руки, речевого слуха, пространственной ориентировки. Потенциально предрасположенными к дисграфии принято считать следующие категории детей:

  • С нарушениями произношения, фонематического восприятия, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи в логопедическом диагнозе;
  • Левшей, переученных правшей, амбидекстеров;
  • Детей из билингвальных семей;
  • Имеющих плохую память и нарушенное речевое внимание;
  • С недостаточно сформированными зрительно-пространственными представлениями.

Как предупредить дисграфию?

Основные направления работы по предупреждению появления дисграфии:

  • Развитие речевого слуха, слуховой дифференцировки звуков речи:

— различение сходных по звуковому составу слов,

— дифференциация слогов, фонем,

  • Преодоление звуковых замен в речи, формирование кинестетических образов звуков с опорой на правильную артикуляцию:

— коррекция и автоматизация звукопроизношения,

— формирование связей между мышечными и акустическими ощущениями.

  • Развитие навыков зрительно-двигательной координации, зрительного анализа и синтеза,
  • Обучение простым видам фонематического анализа слов:

— определение местоположения, количества и последовательности звуков в слове,

— составление графических схем слов.

  •  Совершенствование лексико-грамматического строя речи:

— навыки словоизменения и словообразования,

— грамматически верное сочетание слов в предложениях.

  • Расширение и уточнение словарного запаса,
  • Развитие пространственно-временной ориентировки.

Все эти направления работы необходимо включать в повседневные занятия с дошкольниками дома и в детском саду. И не забывайте: дисграфию у детей предупредить гораздо проще, чем потом лечить.

Ольга Лавицкая, логопед.

Специально для сайта «Стать грамотным».

Коррекция дисграфии дома

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Дисграфия у детей. Как предупредить?: один комментарий
  1. Владимир Карманов
    Январь 10, 2014 в 4:17 пп –

    Меня мои родители с детства заставляли после школы садиться писать, и если у меня получалось допускать много ошибок я переписывал текст заново, таким образом я и научился делать как можно меньше ошибок в письме.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: