Стать грамотным

Кино о Великой Отечественной войне

Апрель 27, 2015 / Отзывы, рецензии / Комментарии: 0

Кино о Великой Отечественной войнеКино о Великой Отечественной войне начали снимать, когда сама война еще не закончилась, и она не была еще названа так, как сейчас, — Великой Отечественной. Там есть свои шедевры – «Два бойца», «Парень из нашего города». И все-таки в тех фильмах слишком много советского патриотизма и мало психологии. В начале войны многим вообще казалось, что всё закончится за несколько месяцев. А война продлилась четыре года. Долгая оказалась война…

Когда что-то снимается или пишется по горячим следам – редко получается шедевр. Требуется время, чтобы материал «отлежался», «созрел». И не случайно уже в 60-70-е годы прошлого века появляются первые психологические ленты о прошлой войне – о подвигах разведчиков («Щит и меч»), о неравном противостоянии врагу («Аты-баты, шли солдаты») и др. Ветераны были еще довольно молодыми людьми. Они выступали консультантами фильмов и картины получались настоящие, обжигающие, заставляющие думать и сопереживать.

Существенно усложнился и образ врага. Особенно показательна в этом плане сага «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Т.Лиознова донесла до рядового зрителя мысль о том, что враг был не только силен, но и коварен, хитер, проницателен. А иные образы даже по-своему симпатичны – шеф гестапо Мюллер в исполнении Л.Броневого или М.Борман, которого сыграл известный бард Ю.Визбор.

В некоторых картинах судьбы главных героев прослежены на протяжении нескольких десятилетий – от гражданской войны через годы первых пятилеток к войне Великой Отечественной и послевоенной жизни. Таковы «Добровольцы» и «Офицеры».

Благодаря военным фильмам смог освободиться от комического амплуа актер цирка Юрий Никулин, которого публика уже привыкла видеть в роли Балбеса у режиссера Л.Гайдая. И вот фильмы совсем иного рода – «Двадцать дней без войны» и «Они сражались за Родину». Отчасти к ним примыкает фильм «Когда деревья были большими», где Никулин играет спивающегося фронтовика.

В нашей литературе есть уникальный писатель – В.Быков, писавший всю жизнь только о войне. И скончался он, кстати, тоже 22 июня – в день начала войны. Мимо его повестей кинематограф просто не мог пройти. В центре многих книг и фильмов – два контрастных персонажа, а основная тема – где черпать силы для борьбы, как преодолеть естественный страх смерти? «Обелиск», «Облава», «Пойти и не вернуться» — этот ряд можно продолжать еще и еще.

Советский кинематограф никогда не увлекался внешними эффектами, постановками трюков, рукопашных боев, грандиозных танковых сражений. Да, всё это есть, например, в киноэпопее Ю.Озерова «Освобождение». Но это не самоцель. Не случайно первый сталинский тост после Победы был посвящен русскому народу, который вынес на своих плечах вся тяготы военного лихолетья. Характеры, показанные в развитии, — вот что интересует многих режиссеров.

Чем мы дальше от войны, тем меньше о ней будет писаться и сниматься правды. Ветеранов всё меньше. Многие так и промолчали о пережитом – слишком хорошо они знали войну, чтобы писать о ней подробно. Нельзя сказать, что в новейшее время совсем ничего достойного на военную тему не появилось. Это и экранизация  романа В.Богомолова «В августе 1944-го», и вызвавший целую серию подражаний фильм «Мы из будущего», и ряд мини-сериалов («Ленинград», «Наркомовский обоз», «Соло на минном поле»). И все-таки «ляпов» в этих фильмах хватает – не те лица, не та речь, не воссозданная историческая обстановка.

Фильмы, которые были когда-то сняты в черно-белом варианте, зачем-то стали «раскрашивать». А стоило ли? Черно-белая версия – она ведь оригинальная, контрастная. На войне всё было ясно – вот свой, вот враг. А краски лишь «модернизируют» картину, но принципиально иной ее не сделают.

Кино – такой жанр искусства, который почти с самого момента своего зарождения был тесно связан с музыкой и литературой. Стоит ли удивляться тому, что в годы войны выходили многочисленные «Боевые киносборники»? Принять в них участие считали за честь многие маститые артисты – Лидия Русланова, Леонид Утесов, Аркадий Райкин и др. Многое снималось по горячим следам событий, с первого дубля, но все равно качественно и мастерски. Халтуру тогда органически не переносили. Да и война – не та тема, чтобы халтурить и работать вполсилы.

Записывались и первые отечественные видеоклипы, точнее сказать, эстрадные номера, песни на стихи известных поэтов – К.Симонова, А.Суркова, М.Исаковского и др. Поэзия военных лет давала силы жить, вселяла веру в нашу Победу, поддерживала дух бойцов фронта и тружеников тыла.

Известны и многочисленные документальные киносъемки. Они не слишком высокого качества, потому как тоже снимались в экстремальных условиях, с риском для жизни самих операторов. Но есть среди них настоящие шедевры – например, съемка того, как немецкие пленные шествуют через всю Москву в 1944-м году.

Сильное впечатление. Еще вчера они шли, будучи уверенными в скорой победе. И вот теперь – жалкие, оборванные и вовсе не великие… И почему-то не жалко, хотя это так по-русски – «милость к падшим». Только презрение и снисхождение.

Кино о войне – это огромный пласт нашего наследия. Жаль, если последующими поколениями оно будет восприниматься абстрактно. Хотя нельзя исключать, что такое время, увы, не за горами…

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий