Стать грамотным

Кино о Великой Отечественной войне

Апрель 27, 2015 / Отзывы, рецензии / Комментарии: 0

Кино о Великой Отечественной войнеКино о Великой Отечественной войне начали снимать, когда сама война еще не закончилась, и она не была еще названа так, как сейчас, — Великой Отечественной. Там есть свои шедевры – «Два бойца», «Парень из нашего города». И все-таки в тех фильмах слишком много советского патриотизма и мало психологии. В начале войны многим вообще казалось, что всё закончится за несколько месяцев. А война продлилась четыре года. Долгая оказалась война…

Когда что-то снимается или пишется по горячим следам – редко получается шедевр. Требуется время, чтобы материал «отлежался», «созрел». И не случайно уже в 60-70-е годы прошлого века появляются первые психологические ленты о прошлой войне – о подвигах разведчиков («Щит и меч»), о неравном противостоянии врагу («Аты-баты, шли солдаты») и др. Ветераны были еще довольно молодыми людьми. Они выступали консультантами фильмов и картины получались настоящие, обжигающие, заставляющие думать и сопереживать.

Существенно усложнился и образ врага. Особенно показательна в этом плане сага «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Т.Лиознова донесла до рядового зрителя мысль о том, что враг был не только силен, но и коварен, хитер, проницателен. А иные образы даже по-своему симпатичны – шеф гестапо Мюллер в исполнении Л.Броневого или М.Борман, которого сыграл известный бард Ю.Визбор.

В некоторых картинах судьбы главных героев прослежены на протяжении нескольких десятилетий – от гражданской войны через годы первых пятилеток к войне Великой Отечественной и послевоенной жизни. Таковы «Добровольцы» и «Офицеры».

Благодаря военным фильмам смог освободиться от комического амплуа актер цирка Юрий Никулин, которого публика уже привыкла видеть в роли Балбеса у режиссера Л.Гайдая. И вот фильмы совсем иного рода – «Двадцать дней без войны» и «Они сражались за Родину». Отчасти к ним примыкает фильм «Когда деревья были большими», где Никулин играет спивающегося фронтовика.

В нашей литературе есть уникальный писатель – В.Быков, писавший всю жизнь только о войне. И скончался он, кстати, тоже 22 июня – в день начала войны. Мимо его повестей кинематограф просто не мог пройти. В центре многих книг и фильмов – два контрастных персонажа, а основная тема – где черпать силы для борьбы, как преодолеть естественный страх смерти? «Обелиск», «Облава», «Пойти и не вернуться» — этот ряд можно продолжать еще и еще.

Советский кинематограф никогда не увлекался внешними эффектами, постановками трюков, рукопашных боев, грандиозных танковых сражений. Да, всё это есть, например, в киноэпопее Ю.Озерова «Освобождение». Но это не самоцель. Не случайно первый сталинский тост после Победы был посвящен русскому народу, который вынес на своих плечах вся тяготы военного лихолетья. Характеры, показанные в развитии, — вот что интересует многих режиссеров.

Чем мы дальше от войны, тем меньше о ней будет писаться и сниматься правды. Ветеранов всё меньше. Многие так и промолчали о пережитом – слишком хорошо они знали войну, чтобы писать о ней подробно. Нельзя сказать, что в новейшее время совсем ничего достойного на военную тему не появилось. Это и экранизация  романа В.Богомолова «В августе 1944-го», и вызвавший целую серию подражаний фильм «Мы из будущего», и ряд мини-сериалов («Ленинград», «Наркомовский обоз», «Соло на минном поле»). И все-таки «ляпов» в этих фильмах хватает – не те лица, не та речь, не воссозданная историческая обстановка.

Фильмы, которые были когда-то сняты в черно-белом варианте, зачем-то стали «раскрашивать». А стоило ли? Черно-белая версия – она ведь оригинальная, контрастная. На войне всё было ясно – вот свой, вот враг. А краски лишь «модернизируют» картину, но принципиально иной ее не сделают.

Кино – такой жанр искусства, который почти с самого момента своего зарождения был тесно связан с музыкой и литературой. Стоит ли удивляться тому, что в годы войны выходили многочисленные «Боевые киносборники»? Принять в них участие считали за честь многие маститые артисты – Лидия Русланова, Леонид Утесов, Аркадий Райкин и др. Многое снималось по горячим следам событий, с первого дубля, но все равно качественно и мастерски. Халтуру тогда органически не переносили. Да и война – не та тема, чтобы халтурить и работать вполсилы.

Записывались и первые отечественные видеоклипы, точнее сказать, эстрадные номера, песни на стихи известных поэтов – К.Симонова, А.Суркова, М.Исаковского и др. Поэзия военных лет давала силы жить, вселяла веру в нашу Победу, поддерживала дух бойцов фронта и тружеников тыла.

Известны и многочисленные документальные киносъемки. Они не слишком высокого качества, потому как тоже снимались в экстремальных условиях, с риском для жизни самих операторов. Но есть среди них настоящие шедевры – например, съемка того, как немецкие пленные шествуют через всю Москву в 1944-м году.

Сильное впечатление. Еще вчера они шли, будучи уверенными в скорой победе. И вот теперь – жалкие, оборванные и вовсе не великие… И почему-то не жалко, хотя это так по-русски – «милость к падшим». Только презрение и снисхождение.

Кино о войне – это огромный пласт нашего наследия. Жаль, если последующими поколениями оно будет восприниматься абстрактно. Хотя нельзя исключать, что такое время, увы, не за горами…

Павел Николаевич Малофеев

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: