Стать грамотным

Комплексный анализ стихотворения В.Набокова «Комната»

Июнь 6, 2016 / Отзывы, рецензии / Комментарии: 0

Владимир НабоковСтихотворение написано Владимиром Набоковым, публиковавшимся под псевдонимом «Сирин». Это стихотворение эмигрантского периода. Именно во второй половине 20-х гг. Набоков пишет особенно много стихов. Позднее он почти полностью оставит это занятие и перейдет на прозу. В эмиграции Набоков состоялся как автор самобытной прозы, как один из наиболее талантливых представителей своего поколения, но там он никогда не имел своего угла, оставаясь сирым и бездомным, одиноким. Так что в псевдониме звучит намек на «сирость», бесприютность, бездомность. Да и в самом тексте стихотворения речь идет, по всей видимости, об очередном гостиничном номере, где остановился изгнанник. Это даже не квартира, а именно комната, номер. И сколько их таких было («В который раз выкладываю вещи») и, скорее всего, будет еще. Об этом и говорят слова: «В другой пойду…» Помимо этого о самом лирическом герое стихотворения трудно сказать что-то более определенное. Конечно, это своеобразный двойник автора, изгнанник, как и он.

Размер стихотворения – пятистопный ямб. Текст состоит из десяти катренов (четверостиший), написанных перекрестной рифмой, где чередуются рифмы мужские и женские. Рифмуются как одни и те же (однообразность – разность), так и разные части речи (картину – покину). Встречаются неточные рифмы: плохо – грохот, вещи – трепещет. Очень своеобразно графическое оформление стихов: там, где в строке предложение не заканчивается, следующая строка начинается с маленькой буквы, а не с прописной, как велит сложившаяся традиция. Подобным образом позднее будет поступать И.Бродский. Разнообразен и синтаксис: то сразу несколько односложных предложений в одной строке («Включаю свет. Все тихо»), то предложение растягивается на два четверостишия сразу, благодаря переносам (4-5 катрены). В искусстве анжамбемана Набоков достигает подлинной виртуозности одновременно с М. Цветаевой и задолго до того же И.Бродского.

Это стихотворение является одним из тех поэтических произведений, что служат своеобразной иллюстрацией к набоковской прозе, к его ранним рассказам. И то внимание к деталям интерьера, обстановки, к житейским мелочам – оно тоже то самое, типично набоковское, цепкое, памятливое. Это и «старательные узоры на стене», и «сухая акварельная картина», и «лампа в старом платьице сквозном».

Название указывает на главного «героя» — комнату. Ее образ собирательный и приоткрывается постепенно: сначала связка ключей от зеркального «шкапа», потом ящики этого шкапа, плохо закрывающаяся рама окна, уже упомянутые картина и лампа, однообразность обоев, кресло у окна.

Стихотворение насквозь метафорично, буквально прошито развернутыми метафорами: здесь и сама «полуживая» комната, и обладающий зрением зеркальный «шкап», и ящик, глотающий пастью пласты белья.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части. Первая включает два катрена, начинается констатацией факта: «Вот комната» Вторая часть начинается другой констатацией: «Совершено». Условное название первой части – «Заселение в номер», условное название второй части – «Первая ночь на новом месте». Третья часть также начинается констатацией: «Включаю свет». Ее можно назвать – «Знакомство с комнатой». Вся философия стихотворения заключена в последних двух четверостишиях. Набоков воспевает прозу жизни, ту самую «божественную разность», что мы не замечаем за дневной суетой и которая приоткрывается в ночном сумраке или при свете ночной лампы. Даже рай представляется ему «голым» на фоне земного разнообразия. Таким образом, идея этого стихотворения такова – мир состоит из восхитительных мелочей быта, которыми не надо брезговать.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий