Стать грамотным

Космополитизм и патриотизм

Июль 15, 2015 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 1

Космополитизм и патриотизмКосмополитизм как идеология и образ мышления «старше» патриотизма. Первым космополитом историки склонны признавать Диогена Синопского – того самого, который один в бочке жил, умел обходиться самым малым и при этом чувствовал себя вполне счастливым. Однажды, на вопрос о том, откуда он родом, этот странный человек не без гордости объявил себя «гражданином мира». Впрочем, потом промчались века, прежде чем эта философия вновь дала о себе знать.

Сегодня космополитом быть модно. Пусть даже для этого и требуются определенные условия. Прежде всего, условие, при котором, как говорится, денег куры не клюют. Другое условие – стойкое стремление забыть о «малой родине», о месте, где ты когда-то родился и вырос. Так бывает нередко, что греха таить. Особенно по молодости. Молодость ведь связана с максимализмом, с амбициозностью, с самоутверждением любыми путями. И глухая провинциальная глубинка, конечно, не устраивает – подавай весь мир, который, кажется, можно перевернуть, изменить, переделать под себя. Когда молодость проходит – сам себя не узнаешь: сколько дров наломал, сколько было, совсем по Есенину, «изломанных и лживых жестов».

Космополит склонен жить по нехитрому принципу: «где хорошо – там и родина». Причем слово это – «родина» — вполне можно писать и с маленькой буквы, ибо никто или почти никто сегодня не культивирует патриотизм с младенчества, не учит ему со школы. Еще бы – когда ты уже к тридцати годам добиваешься всего того, чего раньше добивались разве что к пенсии – материального благосостояния, устойчивой репутации, семейного счастья, — то, как дальше жить, уже непонятно. Остается только «прожигать» дни в развлечениях. Дом в Бостоне, дом в Москве, вилла, предположим, где-нибудь в Черногории – что еще желать? Жизнь удалась! Либо, наоборот, проиграна вчистую. Но это не нам решать – потомки рассудят…

Словом, космополитизм приобретает и, конечно, продолжит приобретать все большее число приверженцев. Это идеология «среднего класса», а в него входят те, кто добился многого исключительно сам, ни перед кем не прогибаясь и никому не кланяясь. Человек среднего класса дорожит тем, что имеет, и ни за что не хочет его терять. Именно по этой причине средний класс даже консервативнее, нежели пенсионеры.

Чем опасен космополитизм по большому счету? Прежде всего, утратой чувства патриотизма. Однако последнее понятие настолько оказалось «затаскано» и обесценено в последние годы, что есть смысл остановиться на нем подробнее.

Когда возник патриотизм – сказать сложно. Скорей всего, произошло это в ту пору, когда возникли национальные государства в Западной Европе, когда чувство принадлежности к конкретному этносу стало наполнять отдельного человека гордостью за свою державу. Это эпоха Нового времени, XVI-XVII вв.

Для русского человека это слово исполнено совершенно особого смысла. Ведь с незапамятных времен у нас не было принято «высовываться», указывать свое имя на том или ином изделии. Мастер рассуждал примерно так – не я это сделал, моими устами или моими руками руководил весь народ, нация. Вот и не знаем мы, и, похоже, не узнаем уже никогда имя автора «Слова о полку Игореве» — по той же самой причине. Фраза писателя А.Платонова о том, что «без меня – народ неполный» все-таки, стоит признать, плохо укладывается в наш национальный менталитет. Всё было с точностью до наоборот: личность была обязана жертвовать всем, вплоть до собственной жизни, во имя национального единства, безопасности, спасения. Как там еще у одного автора? «Единица – вздор, единица – ноль…»

В советские времена патриотизм насаждался во многом искусственно. Иначе как объяснить, что с наступлением перестройки, гласности и демократизации федерация «братских» народов вдруг затрещала по швам: Тбилиси, Карабах, Сумгаит, Прибалтика… Как раз не вдруг!.. Пока был жив Сталин, всё держалось на страхе и его личном авторитете. А стоило отпустить вожжи, ослабить повода, дать республикам право голоса – пиши пропало! Возникает ощущение, что «советский патриотизм» — один из многочисленных мифов эпохи. Пусть это и не вполне так.

Настоящим испытанием для патриотизма стали 90-е годы. Правление Ельцина для истинных патриотов своей страны обернулось настоящим кошмаром. И нельзя сказать, что это наследие «проклятого прошлого» успешно преодолено на сегодняшний день. Стоит только назваться «патриотом» — следи за реакцией! Среди определенных кругов либерал-демократов начинается самая настоящая истерика, сыплются обвинения в национализме и шовинизме, в умалении значимости других народов. Возможно, что и небеспочвенно. Ведь для слишком ретивого патриота народ заменяет икону. В своем народе патриот не желает замечать никаких изъянов, отстаивает идею национальной самобытности с пеной у рта.

В то же время патриоты, идущие до конца, становятся неудобны, мозолят глаза. Им могут подстроить автомобильную катастрофу, другой несчастный случай, напоить до бесчувствия и спровоцировать сердечный приступ с летальным исходом. Вариантов множество.

Правление Путина словно позволило патриотам обрести второе дыхание. Но что понимается под патриотизмом? Гордость за подвиги предков («я помню, я горжусь» или «спасибо деду за Победу») – не самый плохой вариант, хотя уже отдает изрядной пошлостью. Радость от спортивных побед? Пошлость вдвойне или втройне. Обычный подростковый поросячий «гон», когда всю ночь можно «колбаситься» и отмечать. А настоящий патриотизм, как и настоящая вера, — он внутри, он в чем-то даже интимный, не тот, который нужно демонстрировать напоказ «граду и миру».

Таким образом, каждая из идеологий имеет свои «за» и «против». У нас имеется возможность выбора. Космополитизм выбирает преимущественно молодежь, а к патриотизму приходят спустя годы, перебесившись и многое переоценив в себе и вокруг себя. И было бы странно, если иначе. Ничего не следует торопить или вызывать в душе искусственным образом. Если суждено – произойдет. Если нет – тебе не дано. Вот и всё.

Павел Николаевич Малофеев

 

Коллекция готовых сочинений

Космополитизм и патриотизм: один комментарий
  1. Владимир М
    Февраль 7, 2019 в 4:15 дп –

    Как показывает практика — любое хорошее начинание во имя блага всех и каждого при слишком фанатичном подходе оборачивается геноцидом: бей богатых, бей нерусских, бей высоких!
    Очень понравилась ваша мысль про то, что патриотизм напоказ — это дешёвый понт, это прыганье на площадях при полном отсутствии понимания что есть благо, а что нет для нации, народа, государства и человечества в целом. Как те американцы со своими флажками, как бывшие наши соседи-братья нынче с перекрашиванием мостов и памятников в цвета флага — диву даёшься, как далеко могут быть друг от друга ритуальные обряды и настоящее чувство долга и любви к ценностям твоего народа!
    Не согласен с утверждением, что космополитизм выбирает молодёжь, а патриотизм приходит с возрастом. Хотя думаю тут надо уточнять — мы говорим о космполитизме как о личном мироощущении или как об идеологии? В источниках всё мешают в одну кучу, либо наоборот рассматривают понятие только с одной стороны, из-за чего возникают противоречия и отрицательный окрас всей идее. А ведь если разобраться — идея единого мира неплоха, ведь все согласны, что большое государство с грамотной политикой и плановой экономикой гораздо эффективней и справедливее по отношению к людям, чем нарезанные политические лоскуты и система «метрополия-колония». Разве конфликты на планете не являются следствием как раз этой разрозненности и борьбы за выживание отдельных наций и государств: все понимают, что проиграв в гонке, нация попросту исчезнет, либо будет обречена на рабское существование в угоду мировому капиталу.
    Так вот суть космополитизма как раз не в том, чтобы безрассудно открыть границы на радость и в угоду империалистам и фашистам, а в том, чтобы методом присоединения принимать в состав глобальной земной федерации отдельные государства, не уничтожая при этом их национальные традиции, но подчиняя единой системе управления и плановому распределению задач (благо современные процессоры могут и не такое), пока, скажем, не возникнет сначала федерация-континент, а затем и общепланетарная — с единым сводом законов, единой валютой, единой системой образования (с учётом конечно же исторических национальных моментов).
    Оставаясь в границах национальных государств мы недалеко ушли от родоплеменных общин и удельных княжеств. Никогда человечество не шагнёт за пределы своей колыбели, пока кучки людей под разными знамёнами не перестанут конкурировать друг с другом за право владеть и использовать ресурсы планеты, уничтожая себе подобных.

Добавить комментарий