Стать грамотным

Куда же мы без фольклора!..

Декабрь 7, 2014 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 0

Народные песни сегодняМарина Девятова, Пелагея, группа «Иван Купала»… Кто еще сегодня бережно и трепетно относится к русской народной песне, кто упорно не хочет рвать с корнями, с той культурой, что нас взрастила и которой все мы до смертного часа должны? Не так уж велик этот список, увы…

С другой стороны, много ревнителей всего национального и исконного никогда и не было. Даже славянофилы – и те в свое время, к сожалению, уступили в интеллектуальных баталиях с западниками. Дело ведь не в моде – дело в духовном потенциале.

Кстати, в этнографическом парке истории реки Чусовой, что в Пермском крае, есть стела со словами А.В. Суворова: «Мы русские! Какой восторг!» Каждому за честь — прикоснуться к ней и напитаться мощью великого духа наших предков. Доведется побывать – сделайте это обязательно! Место намоленное, особенное…

Итак, фольклор. Творчество народное, многовариантное, передававшееся из поколения в поколения, пока не осталось в народной памяти только то, что выдержало испытание временем и самой этой памятью. Ведь, обрубая корни, кем мы рискуем стать? Иванами, родства не помнящими – да и только! Что и говорить – слава сомнительная…

Есть такой глагол в русском языке – «разоблачать». Остался в одном-единственном значении – отрицательном. А ведь так было не всегда! Мало кто помнит сейчас (точнее, живых свидетелей уже совершенно точно не осталось), каким гонениям подвергалась народная песня в последние годы правления императора Николая I. На полях рукописи известного фольклориста и общественного деятеля И.В. Киреевского самодержец наложил резолюцию: «Скверно. Такие песни надлежит не распространять, а искоренять». И началась борьба не на жизнь, а на смерть с русскими проголосными песнями. Только представьте себе: сидит бабка на завалинке, «разоблачает» (т.е. открывает) душу в песне, тут налетает урядник с шашкой на боку и велит замолчать, ибо на то имеется высочайшее повеление. Только разве душу народа можно загнать в подполье! Песни продолжали жить и ждали своего часа. Конечно, дождались. Вот только всегда ли во благо?

Было время, когда гремела группа «Золотое кольцо». Многими тогда овладела эйфория и радостное чувство: наконец-то, дождались! Впрочем, очень скоро надежды сменились откровенными разочарованиями, да оно и понятно: «фолк-рок» обратился откровенной «попсой». Популяризация фольклора обернулась его примитивизацией и опошлением. Сегодня даже самые верные почитатели группы кривятся при одном упоминании её названия. Да, бремя слав портит даже самых стойких и преданных…

Кстати, часто ли сегодня поют хором в застолье, и вообще поют? Обратите внимание: собираться стали лишь по двум поводам – гомерическая (обильная) жратва и питьё. Да, и сам повод, конечно. Но он-то, как раз, всегда находится. А за столом – гробовое молчание. Страшно за нацию. Когда мы пили и пели – нам был нипочем самый сильный враг. Когда мы безмолвствуем – это приговор не только власти, но и нам самим.

Неужели кто-то до сих пор думает, что отечественный фольклор – это исключительно частушки и «веселуха»? Жаль, если так… А как насчет песни «Тонкая рябина»? Слышали?! Или «То не ветер ветку клонит…» Помню, как чисто и пронзительно пели мы её с одной хорошей знакомой за шампанским, на даче, когда эту почти святую женщину бессовестно бросил муж. И ведь песня-то трагическая, а какой в ней надрыв, какая сила преодоления! Воистину, велик русский народ! В самой трагической ноте звучат надежда и вера на лучшее, посреди ночи отчаяния – откуда ни возьмись, забрезжит заря возрождения. Встречаются песни веселые только по внешней оболочке, а вслушаешься внимательно – как горько и больно, как навевает ассоциации с собственным опытом… Хотя бы та же пресловутая «Напилася я пьяна…»

У подростков и юнцов ведь как? За компанию, чтобы не стыдиться, чтобы чувствовать себя своим, в доску… А что внутри – Бог весть. Не исключено, что всё переворачивается, когда парень или отроковица слышат звуки баяна или гармони, когда рвутся подыграть или подпеть. Только на поверхности ведь и глазом не моргнут — не то воспитание и не то время. Через «наркоту», через алкогольную зависимость – авось, и выберутся к свету, к настоящему, к стоящему. Иначе – бездна отчаяния.

Русские народные песни, оказывается, в большинстве своем имеют конкретных авторов. Почему же тексты «оторвались» от них и зажили самостоятельной жизнью? Именно потому, что их воспринял и усвоил народ, словно эти стихи и песни были всегда, носились в воздухе. Не хватало только того, кто бы поймал их и записал. «Дух народный», «мысль народная» — то без чего любой художник неполон, ограничен. Народ существует только тогда, когда твоё личное «я» словно растворяется в общинной, родовой традиции. Именно поэтому осталось неподписанным «Слово о полку Игореве» — произведение, с которого во многом начинается наша словесность. «Высовывайся», но не забывай, из каких недр ты вышел. Да, великая объединяющая сила заложена в наших национальных песнях и нет той силы, что смогла бы её превозмочь!

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий