Стать грамотным

«Мастер Маргарита», фильм Юрия Кары

Июль 12, 2017 / Рецензии на экранизации классики / Комментарии: 0

Оговорюсь сразу, первой я смотрела экранизацию В. Бортко. Возможно, в том числе и это обстоятельство послужило причиной для создания приоритетной лично для меня версии…

Несмотря на блестящий звездный состав фильма Ю. Кары (Маргарита – А. Вертинская, Мастер – В. Раков, Воланд – В. Гафт, Бездомный – С. Гармаш, Азазелло – В. Стеклов, Фагот – А. Филиппенко, Бегемот – В. Павлов и др. – список можно приводить практически по титрам), на мой взгляд, результат вышел совершенно невообразимый.

На Патриарших, сцена из фильма

При просмотре меня не покидало ощущение, что создатели когда-то читали роман и решили по памяти восстановить наиболее приглянувшиеся им моменты. Я знаю, что при выпуске фильма была какая-то сложная история с временными ограничениями: он был вынужденно сокращен, из него вырезали многие сцены. Но, опять-таки, по моему мнению, первоисточник таков, что не терпит вольного обращения. Там бессмыслицы нет. Все события романа М. Булгакова имеют свое предназначение, случайностей там просто нет. Вольно цитируя Воланда, можно сказать, что «кирпич ни с того, ни с сего ни на кого не падает». Это не упрек в адрес создателей, раз сокращение было принудительной мерой. Но тем не менее. То, что попало на экран, утратило логику повествования…

Понтий Пилат, сцена из фильма

Сериал Бортко тоже не дословно совпадает с текстом романа: есть расхождения, есть нововведения. Но они, на мой взгляд, не так бросаются в глаза, как в версии Ю. Кары.

Как на сатанинском балу могли оказаться Гитлер и Сталин в 1934 году?? Они были еще живы… Чисто номенклатурное явление. Когда Левий Матвей приходит к Воланду просить того взять с собой Мастера («он не заслужил света, он заслужил покой»), он передает приказ от Иешуа. Сам факт приказа уже настораживает. Во время полета над Москвой (одна из потрясающих булгаковских сцен) Маргарита была полностью обнажена и невидима. Даже я, не перечитывающая роман каждый год, прекрасно помню, что, пролетая над воротами, Марго крикнула: «Невидима и свободна!» Для чего нужны были эти «неточности» — для меня большой вопрос.

Маргарита и Азазелло, сцена из фильма

В целом нельзя не заметить, что фильм Ю. Кары, конечно, значительно уступает сериалу в чисто техническом плане. Оно и понятно: между ними 10 лет разницы, и компьютерные технологии шагнули далеко вперед. И бюджет играет свою роль, безусловно. Но вместе с тем вышло так, что фильм получился в известной степени театрализованным. Повторюсь, я говорю только за себя, но мне сильно претит это явление на экране. Артисты порой играют «для зрительного зала по ту сторону рампы», не на камеру. 

Никаких сомнений в профессионализме актерского состава у меня нет – следовательно, это специальный режиссерский ход. С первого взгляда мне кажется неестественным поведение Иванушки-Гармаша (утрировано все, переиграно…).

Финал романа, сцена из фильма

Маргарита-Вертинская вызывает откровенную неприязнь – глупая истеричная баба, простите мне мою грубость, я говорю не об актрисе, а об образе. И этого совершенно достаточно, чтоб отвернуться от экрана. Другие персонажи не отталкивают: прекрасны Пилат М. Ульянова, Левий Матвей Л. Дурова, Иешуа Бурляева, Воланд Гафта. Мастер Ракова, по моим ощущениям, «суховат», но вот тут я отхожу в сторонку – это чисто субъективное.

Но ведь не зря говорят, что у каждого читателя складывается сугубо свое впечатление от произведения. Это строго индивидуально. Экранизация одна и ложится на душу, а вторая – вызывает непримиримое отторжение. Это не означает, что режиссер совершил ошибку, взявшись за данный труд. Просто у кого-то совпало видение общей картины с одной версией, у кого-то – с другой. Слава Богу, выбор есть. И любителям бессмертного романа М. Булгакова я бы однозначно порекомендовала посмотреть и фильм, и сериал – чтобы понять, кто из режиссеров – Кара или Бортко – «угадал» именно вашу мелодию. Или не угадал никто – что вполне возможно тоже. Роман «Мастер и Маргарита» таков, что наверняка его еще будут экранизировать – и неоднократно…

Лидия Рыжова

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.