Стать грамотным

Материальна ли мысль?

Август 2, 2015 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 0

Материальна ли мысль?В корне неверно воспринимать философию как науку абстрактную и абсолютно оторванную от реальной жизни. Все-таки была перипатетическая школа Аристотеля, где во время занятий сам Аристотель философствовал в свободной форме во время прогулок на свежем воздухе, а ученики, насколько могли, успевали записывать за ним.
На другом полюсе находится основоположник немецкого классического идеализма И.Кант. Именно он явил миру образец «чистого», кабинетного философствования, теоретического и абстрактного. Во многом именно «благодаря» Канту философия и оторвалась от насущных жизненных проблем.
Зададимся вопросом – что является «орудием» философа? Разумеется, под  словом «орудие» здесь не следует понимать нечто материальное – лопату, станок или компьютер. И ответ указывает на слово как единицу речи. Вот только может ли слово появиться вдруг, из ниоткуда?
Конечно, если следовать за евангелистом Иоанном, именно со слова всё и начиналось. Оно принадлежало Богу и исходило от него. Однако атеисты эту версию не приемлют, придерживаясь сугубо материалистических взглядов.
Немало существует к сегодняшнему дню и теорий, объясняющих происхождение речи. В рамках данного эссе нет возможности сделать даже кратких обзор всех их. Одно несомненно – речь могла появиться только при том условии, когда окончательно сформировался человеческий мозг, обозначилась разница между функциями обеих его полушарий, когда мысль стала предшествовать непосредственному речевому акту.
Возникновению самой мысли способствуют разного рода внешние раздражители. На первом этапе постижения окружающей действительности в голове еще – полный хаос. Наблюдения разрозненны, впечатления не упорядочены, системы не существует. Той системы, которую потом назовут мировоззрением.
Следовательно, следующий этап – это систематизация первоначального, чувственного  опыта. Здесь на помощь приходит и практический опыт, подтверждающий или опровергающий уже имеющиеся  теоретические положения. Когда в сознании возникает некая более или менее стройная система – она может быть перенесена вовне, на какой-либо материальный носитель, закреплена и кодифицирована.
Если не овладеть навыками хорошей публичной речи, если  испытывать хронические трудности коммуникативного плана – вряд ли удастся добиться чего-то позитивного на жизненном поприще. Это почти аксиома. А у философа единственный выход – силой мысли через посредство слова – устного или письменного – оказывать определенное влияние на окружающих. Для этого существует немало форм – от вузовской лекции до публичного диспута.
У публичной речи немало характеристик. Но заострить внимание стоит лишь на одной из них – истинности / ложности. Добавьте к этому необходимость вживания в текст, его личного ощущения – и получите на выходе чрезвычайно эмоциональное выступление и оратора, который глубоко верит в то, о чем говорит и рассказывает. Его эмоциональное состояние не может не передаться публике. Так «работает» психологический механизм заражения.
Тем, у кого работа и деятельность связаны с многоговорением, очень хорошо знают цену слов и чувствуют высокую ответственность за то, что приходится говорить. Их слова – суть их дела. Сказал слово – сделал дело. Какое слово – такое и дело.
С помощью слова возможно почти всё. Без мистики в этом процессе не обходится. Впрочем, мистика ли это? Ведь есть немало людей, которые склонны считать так: если чего-то у нас нет – значит, мы просто этого самого сильно не захотели. Хотя бы для начала не подумали об этом. А материализация мечтаний, фантазий и замыслов, дескать, не заставит себя долго ждать. Как к этим утверждениям относиться? Как к версии, как к предположению. Причем далеко не беспочвенному.
Среди средств выразительности и усиления речи мало что сравнится по эффективности с приемом повтора. Просто, зато действенно и доходчиво. И, предположим, если каждый день возвращаться мыслью к желаемому, нельзя исключать материализации этого желания. Разумеется, без ваших собственных усилий в этом процессе вряд ли обойдется. Это лишь обманчивое  внешнее впечатление, как будто пазл судьбы сложился сам собой, без заметных усилий. Кстати, материализоваться способна и молитва, тоже имеющая в своей синтаксической структуре повторы.  От верующего, произносящего ее, требуется только предельная искренность и открытость Богу.
Людей творческих профессий сравнительно часто могут посещать сны, называемые вещими. Имеется немало  классических примеров – Грибоедов и Менделеев. Ведь сон – тоже некий сгусток мыслей, уже владеющих нами, пока еще на подсознательном уровне. Только не стоит упускать из виду того обстоятельства, что от сна до момента его окончательной материализации и реализации прошло немало времени. Так что еще раз убеждаемся – никакого здесь взмаха волшебной палочки нет. Труд, и еще раз труд. Поиск и дерзновения. Взлеты и падения. И радость творца, создавшего шедевр, в финале.
Итак, если не заострять внимание на возможных  мистических элементах, то материализация мысли представляется делом совершенно очевидным. И этапы этого процесса следующие: рождение мысли или идеи – ее предварительное обдумывание, очищение от всего второстепенного – творческое воплощение на бумаге или другом материальном носителе. В результате плод духовных усилий автора становится как бы всеобщим достоянием, может подвергнуться различным толкованиям и интерпретациям, оставаясь при этом неизменным, ибо только во власти автора – изменить свое детище или ничего не предпринимать.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий