Стать грамотным

«Мы остаёмся здесь!» Отзыв о фильме

Январь 11, 2015 / Отзывы, рецензии / Комментарии: 0

Мы остаёмся здесьСтранная ассоциация пришла в голову в связи с названием этого фильма. Уж больно оно напоминает реплику одного из фанатов культового певца Виктора Цоя, сказанную после трагической гибели кумира в 1990-м году. Причем сказано это было на кладбище, где похоронен Цой, где его безутешные фанаты проводили дни и ночи.

Разумеется, с митингами на Болотной в 2012 году связи никакой. Вот только психология похожа – бьющий через край юношеский максимализм. Наивная вера в то, что можно мир перевернуть. Чувство сопричастности и единства. Пройдет совсем немного времени, и многие из участников этих событий в корне пересмотрят свое участие в подобных мероприятиях, остепенятся, сделаются солидными и респектабельными. Возможно, даже со смехом и стыдом вспомнят себя прежних.

Итак, фильм «Мы остаемся здесь». Хронометраж – всего тринадцать минут. Кино не художественное, не игровое, хотя и строго документальным его тоже назвать язык не повернется. Судя по всему, чья-то ученическая работа. Да и не чья-то – имя тоже указано – Екатерина Кокотова. Во всяком случае, неопытность выдает банальная опечатка в заключительных титрах – «Анатльевна».

Дергающаяся камера в не слишком опытных руках, выхватывающая то кассеты, то газеты, то крупным планом – заголовки газетных статей прошлых лет: 2006, 2009… Потом воздушные шарики, чьи-то ноги в кроссовках. И, наконец, лица – самое главное, ради чего, собственно, и снят весь этот фильм.

Конечно, одного только рвения и молодого задора мало. Над «молодняком» кто-то стоит. И не просто кто-то – имена указаны. Голос за кадром, скорей всего, принадлежит профессору РУДН Елене Анатольевне Котеленец, а научным руководителем проекта выступает некто Ирина Ивановна Волкова. Говорят ли что-то эти имена широкой публике? Признаться, не уверен. Скорей всего, это личности, так сказать, «широко известные в узких кругах». Уверенным можно быть лишь в одном – их обожают студенты. На руках, может, и не носят, но в рот смотрят, жадно ловят каждое слово. Как-никак – с «преподами» на одной волне!

А если без иронии и сарказма? Что именно вещает нам голос за кадром? Какая она – современная молодежь? Точнее, как видят ее взрослые кураторы и наставники? Ох, уж эти наставники! С одной стороны, на них сегодня – страшный дефицит. Слишком велика пропасть между студентами и преподавателями, слишком все мы – сами по себе, замкнутые в частном мирке особи. С другой – для молодых, неокрепших душ яд нигилизма и вседозволенности – самый страшный яд.

А именно он и льется в течение большей части фильма. Комментатор, ни разу не появившийся в кадре, вещает о том, какая современная молодежь раскованная, какая неравнодушная, каким уникальным качеством – абсолютной свободой – она обладает.

И словно неведомы профессору предостережения классиков и традиции отечественного менталитета, гласящие о том, что эта самая абсолютная свобода несет в себе зерна разрушения и хаоса. Ведь эта митинговщина еще никого и никогда к добру не приводила. К тому же, ее рады использовать в собственных интересах откровенные популисты от политики.

Обратимся к истории. Молодежная контркультура тоже не возникла на пустом месте. Причиной появления, например, панковского движения стали ложь и цинизм властей, лицемерие и жадность мира взрослых. И как следствие – тотальная ненависть к этому миру, где всем правят деньги и зависть.

Вот и в анализируемом фильме чего-чего, а ненависти и презрения хватает. Вот Путина и Медведева именуют презрительно «тандемчиком». Вот Президента России безапелляционно именуют главным гомофобом и сексистом. Вот молодой человек со стеклянными глазами читает в камеру антипутинские издевательские стихи, чем неприкрыто гордится. Вот лозунги типа «Мы дискриминацию не выбирали!» И много чего еще подобного.

Так уж повелось у нас с некоторых пор – демонизировать власть, чуть что – обвинять именно ее во всех смертных, мыслимых и немыслимых грехах. Это очень по-русски – «кухонные разговоры» под водочку. Хлебом не корми – дай только поругать власть. А по-трезвому так не умеем. Или правильнее сказать – не хотим, боимся. Почти все. Эти ребята – исключение. На их стороне – молодость, неравнодушие, стремление горячо и всем сердцем откликаться буквально на всё, что они считают честным и справедливым. Недаром профессор-комментатор признается, что завидует этим ребятишкам. Она полагает, что благодаря им преодолевается некий цивилизационный разрыв между поколениями. Что ж, мысль интересная и заслуживающая внимания.

Вот только не всё так благостно, как вещает комментатор. Некоторые из тех, что дают блиц-интервью, все-таки одеты в маски. Значит, есть, чего или кого бояться. Значит, никакая она не абсолютная – эта пресловутая свобода. Значит, за красивыми словами о демократии и необходимости перемен – «шкурная» психология. Пока ситуация располагает – можно и к оцеплению выйти, и немного поагитировать, к совести солдатиков воззвать и параллельно на мобилу их поснимать, а как только начинает пахнуть «жареным» — в кустики. Или, на худой конец, устроить молчаливое стояние у фонтана. Ведь иногда и молчание говорит красноречивее любых слов…

По отношению к нынешним российским властям создатели фильма настроены однозначно – резко отрицательно. К армии, как ее оплоту, — тем более. Недаром одетые во все черное омоновцы уничижительно сравниваются с черными тараканами.

По крайней мере, хорошо уже  то, что в кадре нет ни одной пьяной физиономии, ни одной маргинальной личности. И сам алкоголь рекой не льется. Даже пиво. Это не может не радовать. Хочется верить, что ребята и в самом деле – не стадо баранов, что они не вышли на митинг бездумно, поддавшись одним только эмоциям.

Может быть несколько высокопарно, хотя и без излишнего пафоса, комментатор всматривается в лица молодых девушек и ребят и видит в них будущее России. Видит тех, кому нужны не слова, а реальные действия. Иногда отталкивает или вводит в заблуждение внешний вид. Например, уже на первых секундах фильма в кадр попадает юноша – типичный гедонист и мажор. Однако на вопрос, что его сюда привело, отвечает – обида. Обида за то, что происходит вокруг. Так что при просмотре не стоит сразу кидаться обвинениями и увлекаться скороспелыми выводами.

Безусловно, многие узнают в этом фильме себя. И даже не в буквальном смысле. Свои мечты, устремления, честолюбивые замыслы, желание быть полезным своей стране. По сути, мы можем наблюдать проявление прямой демократии, как когда-то в Древних Афинах или Новгороде, когда свободные граждане собирались на агору или на вече и решали там всем миром насущные вопросы общественно-политической жизни своего времени. Принципиальное отличие лишь в том, что улица и митинг ничего решить не могут – они лишь могут заставить власть бояться, считаться со своим мнением. Между прочим, в этом смысле то проявление народного (и не только молодежного!) недовольства, что имело место в 2012-м году, своей цели достигло – люди дали понять «сладкой парочке», засевшей во власти, что они по-прежнему имеют право голоса.

В финале фильма, как бы с миру по нитке, звучат отдельные призывные реплики, хорошие слова типа «если не я – то кто», «верю в свою страну», «пора действовать» и др. По строчке читается знаменитое есенинское четверостишие: «Если крикнет рать святая…» Но и здесь не обходится без чисто молодежной проговорки. Сначала мы слышим «улица ждет тебя» и секунды спустя – «Россия ждет тебя». Ребята, вы уж все-таки определились бы точно – что именно? Путать Россию с улицей как-то негоже, несолидно, да и мелко. Россия ждет перемен – несомненно. Но так было всегда. Дождется ли на этот раз? И кто скажет своё веское слово?

Павел Николаевич Малофеев ©

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: