Стать грамотным

Николай Гумилёв

Апрель 13, 2016 / Памятные даты / Комментарии: 0

15 апреля – 130 лет со дня рождения

Николая Степановича Гумилёва (1886-1921), русского поэта

Николай ГумилёвСудьба многократно была благосклонна к нему. Несколько попыток самоубийства на почве любви к Ане Горенко, экстремальные ситуации в Африке, фронта Первой мировой войны. Казалось, она бережет его для чего-то высокого и великого. Вот только смерть Николая Гумилева была, скорей всего, будничной и страшной – вряд ли его расстреляли с прочими участниками шитого белыми нитками заговора профессора Таганцева, скорей всего, забили прикладами на допросе или в коридорах Чрезвычайки как «белопогонника» и «контру».

Вернувшись в Россию на верную погибель, Гумилев вел себя так, словно ничего и не произошло, словно не случилось уже ни Февраля, ни Октября. Он нарочно «дразнил гусей». Однажды на вопрос бравого матроса, что ему помогает писать хорошие стихи, не стал ссылаться на труды революционных идеологов, а, не задумываясь, ответил: «Вино и женщины». В другой раз демонстративно прочел среди той же буйной «матросни» стихи, где были строки о бельгийском пистолете и портрете государя Николая II, уже расстрелянного к тому времени. В общем, ему, как и Есенину, который «крыл» большевиков отборным матом, многое сходило с рук. Вплоть до Кронштадского мятежа. А там уже рукой было подать и до «философских пароходов». Следовало примерно наказать интеллигенцию – «говно нации» (по знаменитому выражению Ленина).

Внешне в нем было мало общего с героями стихов – конкистадорами, пиратами, мореплавателями и путешественниками. Гумилев не был красавцем и дамским угодником. Добившись взаимности Ахматовой, он быстро охладел к ней. Что делать, процесс всегда интереснее конечного результата. Но ведь и кумир времени – Ф.Ницше – в «Заратустре» тоже сублимировал на полную катушку. Ведь он никогда не следовал принципу, им же самим провозглашенному: «Идешь к женщине – бери плетку». Может, и хотел видеть в себе эти качества, хотел их культивировать, да ничего не вышло. Гумилев преуспел в большей степени.

«Муза дальних странствий» сопровождала его постоянно. Не всю эту стихотворную экзотику можно без улыбки читать сегодня. Все-таки и времена изменились, и люди тоже. Да и путешествовать с книжкой в руках, лежа на диване – это слишком искусственно. Гумилев справедливо стремился к непосредственным впечатлениям. И воплощал их на страницах поэтических сборников талантливо.

Он был одним из немногих русских поэтов, кто отправился на Первую мировую войну. И заслужил два Георгиевских креста. Наверно, заслужил бы и третий, да революция помешала. Пулям не кланялся, стойко переносил все тяготы армейского быта. И его немногочисленные военные стихи пусть несколько и пафосны, но по-мужски сдержанны и чеканны.

Профессор С.И.Бернштейн успел записать голос Гумилева на фонограф в 1920-м году. Чтение трудно отличить от чтения М.Кузмина или О.Мандельштама. Та же распевность, торжественность, декламация. И, конечно, жуткое качество. Но счастье, что мы располагаем хотя бы этим!..

Слушать голос Гумилёва

Судя по сборнику «Огненный столп», Гумилев еще только созревал как самобытный поэт. Слишком затянулся в его творчестве период подражательства и ученичества. Но это не удивительно – перед теми же Брюсовым и Бальмонтом, мэтрами символизма, многие тогда ходили на задних лапках, заискивали и лебезили.

К тому же, Гумилев только-только увидел и узнал Россию. Свидетельство тому – стихи «Мужик», «Рабочий», строки о дворянских усадьбах. То, к чему пришел его современник и во многом антипод – Александр Блок – ему еще только предстояло сделать. Кстати, из жизни они ушли почти одновременно – друг за другом. И современники поняли – кончилась эпоха. Кончился Серебряный век.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий