Стать грамотным

Нужны ли русскому языку заимствования?

Июль 16, 2014 / Русский язык сегодня / Комментарии: 0

ЗаимствованияОх, уж эти заимствования! Почему-то сразу вспоминается «господин нигилист» Евгений Базаров из тургеневских «Отцов и детей» с его чересчур категоричной репликой: «Сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны». Но там – спор, полемика с дворянами-либералами, а в пылу спора чего только не скажешь, чтобы чувствовать себя победителем. А если серьезно – как нам быть с заимствованиями в родном языке? Принимать, как должное, или отвергать с порога? Чтобы ответить на данный вопрос, окунемся в не столь уж давнюю историю.

Пожалуй, впервые проблема заимствований остро встала в отечественной словесности еще в начале XIX столетия, в период, предшествовавший наполеоновскому нашествию. Явление это в лингвистике получило название «галломании» и на практике, по остроумному определению героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Александра Чацкого, оказалось «смесью французского с нижегородским». В самом тексте комедии имеется несколько примеров того, когда юные княжны Тугоуховские употребляют слово «тюрлюрлю» в значении модной накидки, совершенно не подозревая о другом – так французы обозначают девиц легкого поведения. Вот как легко попасть впросак, не подозревая об этом… Зато какой мощный патриотический подъем последовал после изгнания французов из России. Пусть на короткий отрезок времени, но двуязычие отступило.

Если задаваться естественным вопросом, а из каких языков мы заимствуем больше всего, то в ответе будут фигурировать кроме того же французского греческий, латинский, английский. Ну, с Грецией все понятно – колыбель всей будущей европейской (и не только!) культуры. Латынь – язык поздней античности, богослужений и документов. Английский – признанный международный.

Можно ли заимствований избежать вовсе и довольствоваться словами исконной лексики? Наверное, да, но очень проблемно. И так было уже в начале все того же XIX столетия, когда развернулась бурная дискуссия между двумя литературными кружками – «Арзамас» и «Беседа любителей русской словесности». В первый кружок входила талантливая молодежь, допускавшая в языковой практике практически все, что угодно. А вот во главе «Беседы» стояли старцы – маститые, увенчанные славой, но безнадежно отставшие от жизни. Например, бывший адмирал А.С.Шишков – храбрый воин, но человек, абсолютно лишенный языкового чутья. В требовании запретить хождение всех иноязычных слов и замены их русскими Шишков доходил до абсурда. Например, предлагал заменить «биллиард» «шарокатом». Уже тогда над Шишковым смеялись за глаза, а сегодня – и подавно…

К сожалению, иные отечественные слова в языке не приживаются, хотя и точнее передают суть дела. Например, Владимир Набоков, англоман до мозга костей, предпочитал все-таки русское слово «крестословица» английскому «кроссворд». Тем не менее, «привить» это слово на родную почву Набокову не удалось. Очень жаль…

Что же касается английских слов, то они бурным потоком хлынули в наш язык достаточно поздно – в «лихие девяностые», с развитием высоких технологий и рыночных отношений. И что-то поделать с этим процессом теперь уже вряд ли возможно.

Хуже другое – когда некто стремится козырнуть новомодным словцом, а истинного его значения не ведает. Так было со словом «брутальный», пущенным в оборот с легкой руки небезызвестной Ксении Собчак. И начали употреблять – к месту и не к месту.

В каких-то случаях заимствования языку не противопоказаны. Но вот когда можно вполне обойтись без них – тут же остается одно недоумение. Зачем, например, употреблять несчетное количество раз прилагательное «креативный» (особенно этим «грешат» маркетологи и специалисты по связям с общественностью), когда в языке остается нормальное русское – «творческий»? Только для того, чтобы показать себя умнее, чем ты есть на самом деле? Глупо.

Словом, на вынесенный в заголовок данного эссе вопрос, однозначного ответа нет и быть не может. Пуризм в настоящее время выглядит смешно и глупо. А язык все равно продолжает обогащаться и пополняться – в основном, за счет разговорной стихии. И контролировать сей процесс невозможно. В том числе и по части заимствований.

Коллекция готовых сочинений

Комментарии закрыты.