Стать грамотным

О вреде и пользе сокращений в языке

Декабрь 10, 2013 / Мысли о языке. И не только... / Теги: , , комментариев 8

способы сокращенияНа школьных уроках русского языка способы сокращения слов практически не изучаются. И напрасно… Размышления П.Н. Малофеева о вреде и пользе сокращений.

Еще в пору окончания средней школы, в старших классах, мы начинаем чувствовать, как возрастают нагрузки, как много пишем, как устает рука.

Став студентами, понимаем: еще мало писали! На некоторых «парах» вообще пишешь, не разгибаясь. И это при том, что далеко не все вузовские преподаватели диктуют. 

Напротив, на наши умоляющие просьбы типа «повторите, пожалуйста!» или «можно помедленней, а то мы не успеваем», педагоги почти по слогам повторяют всего одно слово: «Ус-пе-вай-те!» Что тут можно посоветовать? С одной стороны, запастись диктофоном. Впрочем, потом все равно придется расшифровывать то, что записалось. С другой, приобрести ноутбук. Но, опять-таки, скорость печати у всех у нас разная, и далеко не факт, что каждый сможет выдерживать ритм, взятый преподавателем. Так что выход один – вырабатывать свою систему сокращений, равно как и пользоваться общепринятыми.

Видя, как мучаются подчас студенты-первокурсники, сам показываю им основные способы сокращения слов – как буквенные, так и знаковые. Например, дабы не писать длинное слово «противоположный» или как вариант – «столкновение», «конфликт», «антагонизм», предлагаю воспользоваться двумя математическими знаками, смотрящими в разные стороны, — < >.

Другая сторона медали – когда сокращения во вред. Супруга несколько раз приносила домой несколько заявок от студентов на выдачу учебной и художественной литературы, в коих абсолютно неоправданные сокращения ставили видавших виды библиотекарей в тупик. Например, до «города» сокращали фамилию поэта Сергея Городецкого. «Мат. В образах» — так зазвучало название пособия по математике.

Нелепо также именовать литературных героев или героинь сокращенно, инициалами — Е. Онегин, А. С. Одинцова. К фами­лии их создателей инициалы приложимы и даже необходимы, но к  самим персонажам — едва ли.

Веселит иногда, как норовят сокращать части псевдонимов – пишут «А.Августин» или «А.Белый», «М.Горький» или «С.Черный», тогда как законы языка этому противятся.

Однажды столкнулся со слишком буквальным отношением к сокращениям. Из проверяемых конспектов по античной литературе в двух лекции оказались в предельно сжатом виде. Я почему-то подумал о тех, кто, не дай Бог, попросит переписать конспекты – то-то, наверно, разочарован будет! Для одних сокращать – естественно, для других – мука. А вообще еще древние греки учили: «Меру во всем соблюдай!»

Павел Николаевич Малофеев

Специально для сайта «Стать грамотным»

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

О вреде и пользе сокращений в языке: 8 комментариев
  1. Meow
    Январь 10, 2014 в 4:02 пп –

    Считаю, что сокращения необходимы такие, чтобы человек понимал, что он написал, если речь идет о конспектах, которые нужны только самому ученику.
    Нормы в данном случае, на мой взгляд, совершенно не нужны.

  2. Аноним
    Январь 10, 2014 в 4:16 пп –

    Сокращениями пользуюсь очень давно. С школьной скамьи использую свою систему сокращения. Она основана на ведении записи конспекта на двух языках и графических, математических символах. Значительно сокращает время записи под диктовку.

  3. Елена
    Январь 10, 2014 в 4:20 пп –

    У нас в университете во время обучения среди студентов даже сложилась своя система сокращений. И абсолютно все понимали, о чем шла речь в конспектах. Поэтому переписывали друг у друга без проблем.

  4. Наталина
    Январь 10, 2014 в 4:32 пп –

    Действительно во всём должна быть мера. Во времена студенчества мне тоже приходилось по-своему «кодировать» лекции, ибо многие преподаватели не диктовали, как учителя в школе, а просто рассказывали материал лекции. И тут уж приходилось не только сокращать слова, но и выдумывать специальные знаки. Помню, как однокурсник попросил переписать у меня текст лекции, на которой отсутствовал. Однако на следующий день вернул тетрадь со словами «забирай свою азбуку Морзе, ничего не понял». И немудрено, почти все слова состояли максимум из четырех букв. Но это лекции. А вот в обычном повседневном чтении сокращения я не люблю, «глаз спотыкается», как говорится. Да и сама стараюсь не сокращать слова, даже если пишу смс или сообщение в isq.

  5. Лара
    Январь 11, 2014 в 10:57 дп –

    В конспектах без сокращений не обойтись. Но надо так сокращать, чтобы потом не ломать голову над расшифровкой. Но по мере возможности стараюсь писать слова полностью, так как читать такой текст удобнее.

  6. Кристина
    Январь 11, 2014 в 3:36 пп –

    Лично мне сокращения только помогали когда училась, иначе ничего не успевала записывать. И переписывая друг у друга , все было понятно. Вот когда люди общаются в соц.сетях, некоторые так пишут текст, что только ему и понятно. Мне его записи даже не хочется читать, настолько ленятся писать полностью. Иногда кажется что он так пишет, потому-что не знает как правильно писать.

  7. Юлия
    Январь 12, 2014 в 5:51 пп –

    Вы знаете, когда я была студенткой, один преподаватель насильно заставлял всех студентов сокращать слова или заменять их особыми символами, даже ввел свою систему сокращений. У каждого эта табличка была написана на обложке конспекта.

  8. Виктория
    Январь 13, 2014 в 9:56 пп –

    Мне кажется, что сокращения необходимы, но только на некоторые часто применяемые слова. Например, т.к., т.е. и т.д. Сокращения на редко применяемые слова не допустимы по той простой причине, что их просто не прочитают.

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: