Стать грамотным

Сочинения ОГЭ (в соответствии с демоверсией 2015 года)

Примерные сочинения к сборнику И.П. Цыбулько (блок 2)

Содержание

Блок 1

➡ Сочинения по текстам вариантов 1 — 4

Блок 2

➡ Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)

➡ Вариант 6 (по тексту А. де Сент-Экзюпери)

➡ Вариант 7 (по тексту Ю. Яковлева)

➡ Вариант 8 (по тексту Ю. Яковлева)

Блок 3

➡ Сочинения к текстам вариантов 9 — 12

Сочинения ОГЭ

Вариант 5 (по тексту Т. Устиновой)

Задание 15.1 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются» … 

Для того чтобы выразить мысли во всей их полноте, люди используют разнообразные средства языка. Так, пунктуационные знаки помогают оформить высказывание на письме. А грамматические средства позволяют связать слова и предложения. Думаю, именно это имел в виду М.Е. Салтыков-Щедрин.

Обратимся к тексту Татьяны Устиновой. Для передачи своих мыслей «во всей полноте» писательница употребляет разнообразные языковые средства. Предложение 17 является неполным: его смысл раскрывается только в контексте. Маленький Тимофей оскорблён снисходительностью Маши. Девушка и раньше подкармливала голодного ребёнка, и он не видел в этом ничего унизительного. «Но мороженое!» — такое угощение мальчика оскорбляет. Чувства Тимофея переданы при помощи восклицательного знака, стоящего в конце данного предложения.

Отъезд Маши стал для ребёнка потрясением. Тимофей ощущает себя покинутым и одиноким. Чувства безысходности и тоски, которые испытывает герой, подчёркиваются рядом однородных подлежащих в предложении 40: «Будут осень, дождь, ранние сумерки…» Это синтаксическое средство оформлено на письме при помощи пунктуационных знаков – запятых. Воображаемый пейзаж как будто вторит внутреннему состоянию Тимофея, решившего, что ничего хорошего в его жизни уже не будет.

Итак, анализ языковых особенностей текста Татьяны Устиновой доказывает справедливость высказывания М.Е. Салтыкова-Щедрина. Действительно, благодаря грамматическим средствам и пунктуационным знакам, «мысль формирует себя без утайки, во всей полноте», находя «ясное для себя выражение».

Онлайн-уроки с администратором сайта

Задание 15.2 

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Маленький Тимофей долго жалел себя, лёжа на куче опавших листьев и глядя в далёкое равнодушное небо. Потом встал и ушёл из зоопарка. Навсегда» … 

В тексте Татьяны Устиновой рассказывается о дружбе Тимофея и Маши. Девушка работала в зоопарке, и мальчик, часто наведываясь туда, со временем очень сильно к ней привязался. Но Маша уезжает, и ребёнок чувствует себя покинутым. Даже небо над ним стало «равнодушным». Теперь посещение зоопарка становится для Тимофея бессмысленным. Поэтому мальчик покидает его – «навсегда».

Ребёнку тяжело оставаться там, где он когда-то был счастлив. Мир рядом с Машей казался ему прекрасным: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей» (предложение 6).

Тимофей тоскует, но всё же находит силы, чтобы перестать себя жалеть и уйти. Этот поступок свидетельствует о твёрдости характера, которую мальчик проявлял и раньше. Например, когда Маша купила ему мороженое, Тимофей был оскорблён «подачкой» (предложения 15 – 19).

Итак, своё огромное горе – отъезд Маши – мальчик переносит не по-детски стойко и серьёзно.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение… 

Что такое добро?

Добро – это то, что делает человека счастливым. Казалось бы, не так много нужно нам для счастья. Иногда достаточно ласкового слова, приветливого взгляда, дружеской поддержки. Но часто ли мы получаем всё это от окружающих?

Татьяна Устинова повествует об отношениях взрослой девушки и маленького мальчика. Маша поддерживает Тимофея, заботится о нём. Рядом с ней ребёнок счастлив: «Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей». Получается, что девушка делает для Тимофея добро.

Бескорыстно помогая людям, мы дарим им частичку своей души. Но добрый поступок радует и того, кто его совершил. Об этом в аллегорической форме пишет Андрей Платонов в рассказе «Неизвестный цветок». Даша заботится о цветке, выросшем среди камней и глины. Добро возвращается к девочке. Она наслаждается красотой и благоуханием прекрасных растений, которым дал жизнь спасённый цветок-отец.

Таким образом, настоящее добро бескорыстно. Радуя других людей и ничего не требуя взамен, мы сами становимся счастливыми. Жаль, что не все это понимают…


Вариант 6 (по тексту Антуана де Сент-Экзюпери)

Задание 15.1 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев» … 

Одним из средств изображения персонажей в литературном произведении является речевая характеристика. Герои вступают друг с другом в диалог, при этом каждый из них употребляет определённые слова, выражения, синтаксические конструкции. По особенностям речи персонажа можно многое сказать о его характере. Именно так я понимаю смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии.

Проиллюстрируем роль речевой характеристики в изображении героев на примерах из текста Антуана де Сент-Экзюпери. Писатель, умело строя диалог Лиса и Маленького принца, показывает своеобразие каждого из персонажей.

Речь Лиса афористична, насыщена тропами. Один из них – олицетворение – используется в предложении 47. «Зорко одно лишь сердце», — произносит Лис. Олицетворение не только помогает ярче выразить мысль, но и показывает мудрость этого персонажа.

Маленький принц добр, но очень наивен. Он ещё многого не знает и не понимает. Однако герой открыт для нового и многим интересуется. Об этом свидетельствует присутствие в его речи вопросительных предложений (4, 11, 32), являющихся средством речевой характеристики Маленького принца.

Таким образом, «заставляя героев говорить друг с другом» и внося «соответствующие оттенки в диалог», писатель характеризует своих героев.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете слова Лиса: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» … 

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», — в этой фразе Лиса заключён очень глубокий смысл. Я думаю, речь идёт об отношениях между людьми. Подружившись с человеком, узнав его, полюбив, «приручив», мы обязаны заботиться о нём всю жизнь.

Попробуем доказать данную мысль примерами из текста Антуана де Сент-Экзюпери. Настоящий друг, по словам Лиса, «единственный в целом свете» (предложение 16), а значит, его нужно беречь. Тот, кого мы «приручили», становится нам бесконечно дорогим, ведь мы отдаём ему собственную душу. Именно так объясняет Лис любовь Маленького принца к розе (предложение 50).

Вывод очевиден: друг – существо, которому мы отдаём частичку себя, а потому мы всегда будем чувствовать ответственность за него.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение… 

Что такое добро?

Добро – это наши бескорыстные поступки, делающие других людей счастливыми. К сожалению, не каждый способен порадовать кого-то, не требуя ничего взамен. А ведь чем больше на свете добра, тем лучше мир. Если бы все поняли это, на планете не осталось бы несчастных людей.

В сказке Антуана де Сент-Экзюпери Маленький принц заботится о розе и «приручает» Лиса. Поступки мальчика можно считать добром, ведь он пытается сделать близких счастливыми, отдавая им «всю душу».

В рассказе Андрея Платонова «Юшка» звучит мысль о необходимости добра. Главный герой бескорыстно помогает девушке, которая затем становится врачом и спасает людей от тяжёлых болезней.

Таким образом, добро обладает потрясающими возможностями. Его существование даёт нам силы для преодоления жизненных невзгод и не позволяет утратить веру в лучшее.

Вариант 7 (по тексту Юрия Яковлева)

Задание 15.1 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» … 

Думаю, К.Г. Паустовский имел в виду неисчерпаемые  и удивительные возможности русского языка. В нашем распоряжении есть множество лексических и грамматических средств, которые мы используем для выражения тончайших оттенков мыслей, а также для создания словесных картин, насыщенных образами, красками и даже звуками.

Для доказательства данной мысли обратимся к тексту Юрия Яковлева. Автору удалось всего несколькими словами нарисовать потрясающий морской пейзаж (предложение 52). Сделать эту картину живой, выразительной писателю помогли тропы: эпитеты («погасшее» небо, «сонным» волнам) и метафора (небо «прижалось»).

На фоне моря отчётливо выделяется образ верной собаки (предложение 54). Монотонные действия животного переданы здесь при помощи ряда однородных сказуемых. Это синтаксическое средство помогает читателю яснее ощутить трагизм ситуации.

Итак, приведённые примеры доказывают мысль К.Г. Паустовского. Действительно, «нет таких звуков, красок, образов и мыслей», которые нельзя было бы выразить средствами русского языка.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» …

«Собака подошла к воде, села на песок и снова застыла в своём вечном ожидании…» — такими словами заканчивается текст Юрия Яковлева. Писатель рассказывает о том, как верно и преданно ждал пёс своего хозяина. Человек погиб, он больше никогда не вернётся, но собака отказывается в это верить и, кажется, готова ждать вечно.

Чувство любви к хозяину становится сильнее всех инстинктов. Даже пищу собака принимает без интереса: «Она ела для того, чтобы не умереть». Животное живёт лишь одной надеждой на встречу с хозяином.

Для собачьей верности смерть не преграда. «Собаки всегда ждут. Даже погибших…» — говорит Коста.

Итак, поведение этого животного не может не восхищать. Ведь на подобную преданность способен не всякий человек.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение… 

Что такое добро?

Добро – это бескорыстная забота о ком-то. В мире много живых существ, нуждающихся в поддержке, сочувствии, сострадании. Однако мы часто бываем равнодушными: не замечаем чужого горя, даже не пытаемся помочь. А ведь добрые поступки – наш нравственный долг.

Я думаю, это понимает Коста, герой рассказа Юрия Яковлева. Мальчик делает доброе дело – заботится о собаке, потерявшей хозяина. Подросток убеждён: «Собакам надо помогать». Коста сумел проникнуться состраданием по отношению к несчастному животному, он добрый, а значит, достойный человек.

В рассказе Леонида Андреева «Кусака» повествуется о том, как человеческое добро изменило собаку: она «расцвела» душой. Правда, впоследствии люди заставили Кусаку невыносимо страдать, покинув её. И всё же очевидно: настоящее добро благотворно.

Итак, способность совершать добрые поступки – одно из важнейших человеческих качеств. Помогая кому-то и не требуя за это ни платы, ни благодарности, мы делаем счастливее мир, в котором живём.

Вариант 8 (по тексту Юрия Яковлева).

Задание 15.1 

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» … 

Чтобы придать своим высказываниям эмоциональность, выразительность, красочность, мы используем различные языковые средства. Однако разнообразные синтаксические конструкции, стилистические фигуры и тропы делают речь качественной лишь в том случае, когда соответствуют задачам говорящего или пишущего. Удачный выбор языковых средств для выражения мыслей, передачи чувств и эмоций – главный критерий «оценки достоинств речи». Думаю, именно таков смысл высказывания лингвиста Б.Н. Головина.

Обратимся к тексту Юрия Яковлева. Вместе с учительницей Евгенией Ивановной – Женечкой – читатель присматривается к странному мальчику. Поначалу кажется, что Коста – заурядный лентяй, вызывающе зевающий на уроках. Синтаксическое средство – ряд однородных сказуемых в предложении 1 – помогает нарисовать портрет «молчальника»: мальчик «зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот».

Наблюдая за Костой, Женечка понимает, что он совсем не такой, каким кажется окружающим. Передать ощущения учительницы помогает троп – сравнение (предложение 49): мальчик преображается, «как веточка багульника».

Итак, анализ лексических и грамматических особенностей текста Юрия Яковлева позволяет сделать вывод о том, что автор удачно использовал «для выражения мыслей и чувств разнообразные языковые единицы». А значит, согласно мысли Б.Н. Головина, речь писателя заслуживает самой высокой оценки.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника»?..

Учительница Евгения Ивановна, героиня рассказа Юрия Яковлева, наблюдая за своим учеником Костой, понимает, что он совсем не такой, каким кажется. Странный мальчик зевает на уроках и отмалчивается в ответ на расспросы. Но Коста — добрый и благородный человек. Немного узнав о загадочной и скрытой от всех жизни «молчальника», Евгения Ивановна увидела его в новом свете: «Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника». Эта фраза из текста подтверждает мысль о том, что не стоит судить о человеке по первому впечатлению: оно может оказаться ошибочным.

Поначалу поведение мальчика раздражало учительницу. Она была уверена, что зевает он от скуки. К тому же, судя по всему, одноклассники не принимали его всерьёз: над принесённым Костой «веником» посмеивались, издевались. Но вот прутики зацвели. «Веник» превратился в прекрасное растение, и «все забыли, что Коста – молчальник». Теперь его считали «волшебником».

Проследив за Костой, учительница узнаёт, что в свободное от школы время он выгуливает собаку, хозяин которой болен (предложения 34 – 45). Это открытие ещё раз заставило Евгению Ивановну взглянуть на своего ученика по-другому: за внешней странностью мальчика скрывается настоящая внутренняя красота.

Таким образом, первое впечатление о человеке не всегда бывает правильным. Даже заурядный «молчальник», если приглядеться к нему внимательнее, способен преобразиться, «как веточка багульника».

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение… 

Добром можно назвать бескорыстную помощь ближнему. Позаботиться о ком-то, поддержать в трудную минуту, просто сказать ласковое слово – значит сделать добро. Подобные поступки нельзя считать подвигом. Это наш повседневный нравственный долг, который мы исполняем без подсказки и напоминания, не ожидая взамен ни платы, ни благодарности.

В рассказе Юрия Яковлева добрые поступки совершает Коста: он помогает собакам, которые по каким-то причинам остались без хозяйской заботы, тем самым поддерживая в животных веру в человека. Мальчик не кичится своей добротой. Напротив, он скрывает от всех, чем занимается в свободные от школы часы. Именно таким и должно быть настоящее добро.

Недавно я узнал, что в нашем городе есть приют для бездомных животных. Несколько добровольцев безвозмездно помогают собакам и кошкам, оказавшимся на улице: кормят, лечат их, спасают от холода, находят хозяев. Несомненно, это доброе дело, заслуживающее уважения.

Итак, настоящее добро всегда бескорыстно. К счастью, на свете есть немало неравнодушных людей, способных лишь по велению сердца помочь ближнему. Именно благодаря им мир становится лучше.

Онлайн-уроки с администратором сайта

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Рубрики сайта