Стать грамотным

Поэзия как способ философствования

Июль 5, 2015 / Литература / Комментарии: 0

Поэзия как способ философствованияКогда готовился сдавать кандидатский минимум по философии, то «запнулся» на вопросе по способам философствования. Пришлось консультироваться у специалиста. Хотя одну догадку он подтвердил – о поэзии. Да, есть диалог, обожаемый Сократом, есть монолог и полилог, но никто не отменяет углубленного размышления без внешних «всплесков». Вот здесь-то – рукой подать до самой философии.

Кого мы представляем при слове «философ»? Человека уже пожилого, проводящего время  уединенно, в кабинетной тиши и в окружении книг. Того, кто совершенно оторван от реальной жизни и витает где-то в эмпиреях. Таков традиционный взгляд на личность настоящего философа и поломать эту устоявшуюся традицию оказывается сложно даже в XXI веке.

А каким видится большинству истинный поэт? Личностью странной, внебытовой, сосредоточенной исключительно на своем внутреннем мире. Всё остальное представляет интерес разве что в качестве объекта вдохновения.

Как видим, точки соприкосновения между этими двумя понятиями имеются, и их немало. И место рождения у философии и поэзии тоже одно – земля Древней Эллады. Первые лирические поэты – Алкей, Анакреонт, Архилох, Сапфо. И к однополой любви отношение там было не просто терпимое, а как к обычному бытовому явлению (сие не ради пропаганды будь сказано).

Бывали и парадоксы: так, «отец идеализма» Платон считал поэзию вредной, то возбуждающе, то расслабляюще действующей на разум человека. В пространство демократического полиса им допускались разве что гимны и оды, панегирики и дифирамбы. Но сам-то Платон хоть и не писал стихов, а предпочитал жанр диалога, был на поверку превосходным писателем-стилистом. Его творческая практика напрочь опрокидывала все умозрительные теории.

Со временем от философии стали активно «отпочковываться» другие науки, прежде всего естественные. К эпохе Нового времени этот процесс уже стал необратимым. Сама же «матери всех наук» все больше стала отрываться от окружающей действительности и становиться той самой кабинетной наукой, с какой ее теперь слишком привычно и столь же поспешно отождествляют.

К устоявшимся, еще начиная с Сократа способам философствования, относятся диалог и монолог, а также саморефлексирование, могущее выливаться на страницы личного дневника или интернет-блога. Так причем же тут поэзия, которую некоторые, не для красного словца ради, а с легкой иронией величают «изящной словесностью»? Очень даже причем!

В те историко-культурные эпохи, когда еще существовало деление литературы на роды и виды, возникла особая разновидность лирики, называемая как раз философской или медитативной. На русской почве это направление достойно представляли Г.Р.Державин, Ф.И.Тютчев, И.Ф.Анненский, Н.А.Заболоцкий и др.

Кто не философствует? Только тот, кто не мыслит вообще. А уж кого-кого, так поэтов в этом не укоришь – мыслят, фантазируют, творят. Так что противопоставление, которое имеется в одном из стихотворений Н.Рубцова – «Я чуток, как поэт, / Бессилен, как философ» выбрано автором не слишком удачно. Конечно, чутье и интуиция – первейшие инструменты поэта, но благодаря им рождается мысль, которая рано или поздно облекается в слово, в том числе, в слово философа.

Анализировать философскую лирику гораздо сложнее, нежели гражданскую или пейзажную – несмотря на то, что следить за приключениями мысли автора – занятие довольно увлекательное. Но, только пережив те или иные эмоции, отраженные в стихотворении, возможно дать собственный «поток сознания», например, в форме эссе. Жанр этот по-прежнему пользуется широкой популярностью. Так что философская лирика ждет своих дальнейших исследователей. И прививать любовь к ней целесообразно со школы.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий