Стать грамотным

Презентация… Формальность или необходимость?

Январь 27, 2014 / Мысли о языке. И не только... / Теги: комментария 3

Живое слово учителя

Учебная презентация стала неотъемлемым атрибутом школьного обучения. Но допустимо ли полностью подменять ею живое слово учителя

Замыслом этой статьи я обязан одному, вроде бы, ничем особо не примечательному наблюдению. Сделано оно было во время научно-практической конференции школьников, где я с коллегами, школьными учителями, находился в составе жюри.

Эра Интернета уже наступила, равно, как и грянула эпидемия презентаций к докладам. Обычная подготовительная суета: настройка проектора, перемещение материала с флэшек на жесткий диск компьютера или ноутбука и др. И вот на беду – техника отказала напрочь. Кто бы мог предположить подобный форс-мажор? К счастью, её как-то смогли быстро настроить и исправить.

И тут еще одну пакость преподнесла погода – дело было к полудню и солнце вовсю светило прямо в окна. На белой «простыне» экрана ровным счетом ничего не было видно. Вот тут-то и стало понятно, кто чего стоит. На первый план вышло не техническое мастерство исполнения презентации (говорят, что и в самом деле ничего сложного, а я, грешный, так до сих пор эту «грамоту» и не освоил), а умение выступать публично, уверенно держаться, делать паузы в словах, не «частить» и т.п. И далеко не все «выступальщики» оказались в этом плане на должной высоте…

Итак, презентация… «Сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны!» Помните, герой какого классического романа так возмущался? Конечно, господин Нигилист, Евгений Базаров. А ведь, как ни крути, отчасти он прав! Чем плохи русские слова «представление» и «творчество»? Нет, упорно надо вставить другие — «презентация» и «креатив»! Ладно, не будем ретроградствовать, и вдаваться в излишний пуризм. Хоть горшком назови – суть от этого не изменится…

Каюсь – за последние годы отстал от школьных реалий. Поэтому с превеликим удивлением узнал, что по новым образовательным стандартам презентация грозит заполонить собой всё. Она стала обязательным элементом не только доклада, но и урока. Что тут скажешь? Все мы – люди подневольные. Где-то высоко – Господь Бог, а здесь – начальник, да еще подчас и не один. Только как быть со здравым смыслом, господа уполномоченные? Добьем образование окончательно? Оно и так на ладан дышит…

В самой по себе презентации нет ничего дурного, если её не начинают навязывать, насаждать. Как, например, обходиться без наглядности на уроках МХК или истории с географией? Это как переводчику не знать языков, а музыканту не владеть ни одним инструментом. Абсурд, да и только! Но подменять презентацией живое слово учителя? А ведь так оно, по сути дела, и происходит. Обратите внимание (оно само бросается в глаза): текст на слайдах практически полностью совпадает с текстом доклада или объяснения нового материала. Это что – очень прогрессивно и креативно? Разве не должно одно органически дополнять другое? Понимаю, что вопросы эти – увы, без ответов…

Крайне раздражает и обескураживает то обстоятельство, что после каждого прочитанного (формально, по бумажке) доклада, еще и раздаются аплодисменты. Мы что – присутствуем на шоу или эстрадном концерте? Мало того, что классическая защита научного труда (а рефераты и доклады школяров, как ни крути, их приобщение к миру науки) не предполагает никакой презентации вообще (особенно это относится к гуманитаристике), но и эмоциональную оценку выступлений следует оставить при себе. Есть неписаный этикет, не мы ввели – не нам нарушать и отменять.

Подытожу всё вышесказанное. Пардон за высокий эмоциональный тонус – «достало»! При соблюдении чувства меры и верности здравому смыслу – ничего не имею против презентации. И все-таки остаюсь приверженцем слова учителя. Наши питомцы должны слышать устную звучащую речь – ту, что близка к эталонной. И слышать говорящими себя. И мотать на ус, если что не так…

Коллекция готовых сочинений

Презентация… Формальность или необходимость?: 3 комментариев
  1. Наталья Хмельницкая
    Январь 31, 2014 в 5:53 дп –

    Растет целое поколение, воспитанное на визуальных эффектах.

  2. Abdulov
    Февраль 23, 2014 в 2:23 пп –

    Поймите: презентация презентации рознь! Сами по себе они полезны, но их нужно делать с умом.

  3. Юля Власова
    Февраль 23, 2014 в 2:28 пп –

    Не могу принимать все эти нововведения. Они не делают детей грамотнее. Наоборот,
    ученье отходит на второй плане, а на первом — эффекты, как на эстрадном концерте.

Добавить комментарий