Стать грамотным

Рецензия на книгу К.Циолковского «Космическая философия»

Май 11, 2016 / Отзывы, рецензии / Комментарии: 0

Космическая философия. Рецензия на книгу.Скромный учитель из Калуги, который почти все свое жалованье тратил на издание собственных брошюр, которые никто всерьез не воспринимал. Первая слава пришла к нему из-за границы, а уж потом, на склоне дней, наступило признание и на Родине. Чудак и гений, мученик и фанатик науки, переживший почти всех детей. Но не будь он таким – вряд ли остался бы в истории. И это всё о нем – о Константине Эдуардовиче Циолковском.

Он справедливо считается провозвестником космической эры еще задолго до того, как были запущены первые искусственные спутники Земли, до того, как в космос отправили собак и черепах, до триумфального полета Юрия Гагарина. А некоторые мысли Циолковского и вовсе опередили свое время надолго. Например, он упорно вел речь о возможности контактов с представителями иноземных цивилизаций, веря, что такие контакты не за горами. А ведь мы еще не стали очевидцами и участниками этих контактов. Всё очень эпизодично или недостоверно.

Поражает, что в тексте «Космическая философия», который датирован годом смерти Циолковского – 1935-м – выражается полная уверенность: мы во Вселенной не одни. Как об очевидном, говорится о существовании множества планет и других цивилизаций. И пусть выкладки Циолковского носят исключительно теоретический характер, нельзя невольно не заразиться авторским наивным оптимизмом. Сам текст представляет собой своеобразное вопросно-ответное единство. Циолковский задает вопрос и сам же дает на него развернутый ответ.

Во что еще верит Циолковский? В то, что космическая жизнь устроена разумно. В то, что светлые силы мирового разума обязательно возьмут верх над злом и мракобесием. И все же высокое страдание необходимо, пусть оно и остается незаметным на мировом фоне. Без страдания и сосредоточенного философствования невозможно прийти к пониманию ценности жизни – как своей, так и остальных.

В основе же космической философии Циолковского находится положение о том, что на самом деле смерти нет. Имеется только физическая изношенность материальной оболочки. Изношенная плоть идет на перегной, обеспечивая круговорот веществ в природе. В сущности, каждый из нас – вещество по определению Циолковского. Из вещества мы происходим, а затем подлежим рассеиванию по земной поверхности. Что же касается души, то она, покинув бренную плоть, начинает странствие по бескрайним просторам Вселенной – до тех пор, пока не обретет новое бытие в мозгу более высокоорганизованных существ. Так что, как выражается Циолковский, «рассеяние не препятствует оживлению». Причем каждое новое наше воплощение (пусть это будем уже не совсем мы) будет иметь принципиально новую форму, отличную от предыдущей.

Циолковский мечтал об объединении всей Солнечной системы в единый союз, управляемый неким президентом. Он предвидел, что могут возникнуть определенные трудности в общении между представителями разных цивилизаций и с этой целью разрабатывал космическую этику. Хотя в ее основе – все те же общечеловеческие ценности, что лежат в основе любой религии и любой этической системы. То, что ценится и сегодня и чего порой так остро не хватает – доброжелательность, терпимость, любовь.

И все-таки не повернется язык назвать Циолковского ученым в привычном смысле этого слова. Его «выдает» стиль – околонаучный, философский, теоретический, с лирическими отступлениями. Но никакой сухости и академичности! Полнейшая уверенность в том, что пишется, глубокий оптимизм относительно будущего. В то же время, последняя часть работы символично названа – «Сомнения и колебания». Истинный ученый не свободен от них. Даже он не претендует на то, чтобы изрекать истины в последней инстанции.

У Вселенной просто нет иного выхода, нежели прийти к совершенству, пусть произойдет это еще не скоро. Сама жизнь не прекращается ни на мгновение, поэтому никакого небытия не существует.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий