Стать грамотным

Школьное сочинение – начинаем разговор

Сентябрь 3, 2014 / Как стать грамотным? / Комментарии: 0

Школьное сочинение«Мы ленивы и нелюбопытны», — писал некогда Пушкин будущему декабристу и писателю-романтику А.Бестужеву. Сказано словно о большинстве нынешних выпускников. В чем же они – причины оскудения молодых душ? Их несколько, но подробней остановлюсь на двух.

Во-первых, книгу все более вытесняет кинематограф. Немало тех, кто знаком с экранизацией того или иного классического произведения, но не с самим произведением. Учитывая, что отечественный кинорынок переживает не лучшие времена, положительных подвижек ожидать придется еще не скоро.

Во-вторых, усугубляет ситуацию огромное количество методической литературы, на самом деле таковой не являющейся. Судите сами: мыслима ли отличная оценка за работу, тема которой сформулирована как «Сатира Маяковского», если в этой работе отсутствуют цитаты, а теоретические положения никак не конкретизированы. Например, вскользь упомянуто о том, что Маяковский широко использовал гиперболу и гротеск, но об этих терминах пишущий имеет самое смутное представление либо никакого вообще.

Встречается и другой род методичек – те, что изобилуют обширными цитатами. Абитуриент страницами (!) цитирует критические статьи Белинского или приводит целые главы из «Евгения Онегина». Наизусть? Нет, конечно. Цитаты бездумно выписывают из первоисточников, не замечая или не желая замечать, насколько они будут казаться подозрительно обширными для проверяющих сочинение.

Очевидно: эти пособия, точнее, включенные туда «образцовые» сочинения (для списывания, само собой, а не для того, чтобы их принимали к сведению – эта оговорка для наивных) созданы за единичными исключениями не школьниками, а коллективными усилиями дипломированных специалистов-филологов. Прилавки книжных магазинов заполонили «шпаргалки», пухлые сборники «золотых» и прочих сочинений. Иначе как сознательной циничной беспринципностью не назовешь негласные распоряжения ректоров и деканов некоторых российских вузов (и филиалов в особенности – для них это вопрос элементарного выживания) о запрете выставления неудовлетворительных оценок на вступительных экзаменах – как-никак, «горит» план набора.

Завершающий штрих в эту безрадостную картину вносит то обстоятельство, что образование частично стало платным. «За деньги все поступят» — примерно так рассуждают уже очень многие. Еще недавно иным педагогам хватало морального удовлетворения от работы. Сегодня этот фактор во внимание почти не понимается. Пусть школьник или студент (в данном случае между ними нет никакой принципиальной разницы) абсолютно бесперспективен – ничего, зато он исправно вносит «баксы» за свое обучение и, конечно, без диплома не останется. Ах, вам не нравится работать с ним? Увольняйтесь.

Школьному преподаванию литературы, сколь это ни парадоксально прозвучит, катастрофически не хватает работы с текстом первоисточника, особенно если речь идет о стихотворном произведении. На занятиях целесообразен построчный анализ стихотворения – лучше даже, если одного – на все занятие; зато проанализировано будет «от и до». Наивно пытаться сразу определить основную мысль стихотворения – ее возможно сформулировать только по прочтении и анализе целого. Есть смысл отказаться от пичканья школьников критическими суждениями Белинского, Добролюбова, Писарева и др. Авторитет давит, если его точку зрения знать наперед. Она должна приводиться в-последних. Сравнивать, сопоставлять – тогда будет интересно. Узнавать все заранее – значит, невольно подрезать крылья собственному воображению. Ваше мнение вполне может совпасть с общеизвестным, но лучше, если к нему приходишь без указок и подсказок со стороны.

И, наконец, следует признать некоторую стилистическую шероховатость, неизбежность мелких речевых, орфографических и пунктуационных недочетов отличительной особенностью едва ли не любого школьного сочинения. Призываю в свидетели самого Александра Сергеевича, который в строках поэмы «Домик в Коломне» заметил: «Как уст румяных без улыбки, / Без грамматической ошибки / Я русской речи не люблю». Так что ни к чему оно – «дистиллированное», гладкое, «вылизанное» сочинение.

Павел Николаевич Малофеев


Как написать сочинение

Выпускное сочинение в 2015 году

Объявления о размене квартир

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: