Стать грамотным

Система образования: что пожинаем?

Август 24, 2014 / Дела учительские / Комментарии: 0

Система образованияКоллега рассказала однажды следующую историю из собственной преподавательской практики. Когда, ближе к концу семестра, она объявила студентам первого курса, что экзамен по предмету они будут сдавать устно, то реакция была не то, чтобы испуганной, — панической: «А мы не умеем!» Вот к чему пришло поколение «нулевых», поколение ЕГЭ.

Сам в прошедшем учебном году решил «реанимировать» устную форму сдачи экзамена – на свою же голову. Нет, никого не «завалил» и проблем с деканатом и заведующим кафедрой по этому поводу не имел. Речь о другом: приходилось откровенно профанировать и спускать на тормозах вопиющий «пофигизм» большинства студентов – даже тех, что считаются лучшими. Если подходить к оценке знаний объективно, то ни одной «четверки» там не было и в помине. А «тройки» настолько слабые, что, честно признаться, были притянуты за уши. Да еще и сверху давили – парень занимается наукой, отстаивает честь филиала – как можно портить ему зачетку?

Замысел этого материала вызревал у меня давно, с первых шагов на преподавательской стезе. Сегодня крайне редко можно наблюдать на устном экзамене следующую картину: совершенно очевидно, что студент не готов, не знает вопрос, не владеет материалом, но зато как он мастерски выкручивается, как ходит вокруг да около, как, порой небезуспешно, пытается «запудрить мозги» преподавателю. Куда чаще картина выглядит уныло и предсказуемо: студент просит разрешения начать отвечать со второго вопроса в билете – верный признак того, что первый он не знает, или знает слабо. И, чаще всего, вытягивает себя за уши именно по одному вопросу – как минимум, на три балла.

А как быть, если студент вроде бы и готов, но на экзамене с треском проваливается? Вечный вопрос – кто виноват? А давайте без поиска виноватого! Всё дело в психологии. Студента можно «завалить», не желая того. Как именно?

Напомню процедуру: студент тянет билет, получает время на подготовку, затем идет отвечать в порядке очереди. Оптимально, если преподаватель дает студенту высказаться полностью и не перебивает его – кроме, разве что, случаев откровенного бреда. А вот если у преподавателя-экзаменатора возникают серьезные сомнения в том, что студент готовился самостоятельно – либо зубрил, либо шпаргалил – будет эффективно забрать у студента лист с написанным ответом, после чего уточнить некоторые позиции. Если студент сможет сделать это осмысленно и своими словами – честь ему и хвала! А вот если «поплывет», начнет путаться – тогда, извините, выше все той же «тройки» ему не на что рассчитывать.

Мне, возможно, возразят – а как же фактор волнения? Конечно, волнуются все. А современные школьники и студенты – почти сплошь невротики. Чуть что – слезы, сопли и истерика. Но отсутствие знаний ими ведь не компенсируешь, правда? Порой достаточно двух-трех фраз, чтобы преподаватель понял: студент знает материал. И закрыть глаза на излишнее волнение отвечающего, а еще лучше – приободрить, успокоить его.

Кстати, известному типу «зубрилок» задавать любые вопросы вообще противопоказано – даже самые невинные. Начнут активно менять цвета, психовать – вплоть до известных физиологических проявлений. Надо ставить заслуженный (а как же иначе!) высокий балл и отпускать восвояси.

А вообще тенденция такова, что многие вузовские преподаватели переключаются с устного экзамена не тестирование – удобнее, в том числе и технически. И стараются не думать об обратной стороне такого перехода – учащиеся разучаются мыслить и, как следствие, разговаривать. Что с них, таких, взять? Тест ведь проверяет не качество и даже не уровень знаний, а совсем иное – интуицию, догадливость, оперативность реакции.

Ну, и, наконец, признаемся честно, коллеги, — когда студент или чаще студентка начинают «давить на жалость», ведь идем навстречу, правда? Пусть и не каждый раз. При этом ясно понимаем: зря это делаем, развращаем лодырей и бездельников. Что делать – пресловутый «человеческий фактор» неистребим.

Система образования в ее нынешнем виде безнадежно прогнила, и ее крах не за горами. Возвращение к советской методике тоже принципиально невозможно. Вот почему все острее встает другой вечный русский вопрос – что делать?

Павел Николаевич Малофеев


Творческое задание по социологии

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: