Спой, светик, не светись… Ошибки в речи студентов
Начну с банального — учиться на филологическом факультете непросто (не потому ли педагогическим институтам, стремящимся всеми правдами-неправдами остаться на плаву, с каждым годом все труднее выполнять план набора на первый курс?). И уже с первого года учебы для многих студентов становится настоящей «каторгой» чтение стихов наизусть, а уж если этих текстов много, да еще не по одному предмету… Словом, случаются «сбои», оговорки, ошибки в речи студентов, в том числе и те, что вызывают невольную улыбку. Остановлюсь лишь на некоторых.
Патетико-вопрошающие строки Рылеева «Я ль буду в роковое время / Позорить гражданина сан / И подражать тебе, изнеженное племя / Переродившихся славян?» зазвучали вдруг в карнавальном духе: славяне из «переродившихся» стали «переодевшимися».
Пушкинский стих «Парки, бабье лепетанье», видимо, остался студентке непонятен (напомню: парки — богини судьбы в древнегреческой мифологии). Интуиция подсказала другое: коли есть бабы, то должны быть и парни. Так парки стали «парнями».
Описание блестящей «хирургической операции» шестикрылого серафима в пyшкинском же «Пророке»: «И он к ушам моим приник, И вырвал грешный мой язык» неожиданно складно преобразилось в следующие строки: «И он к ушам моим приник, и их наполнил шум и крик».
В первом послании Пушкина Чаадаеву» признание «Отчизны внемлем призыванье» ужесточается и суровеет неоправданно: «Отчизны внемлем содроганье». Целый ряд оговорок относится к стихотворению «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин назван тем, кто не «восславил», а «возглавил» свободу, а «всяк сущий» должен назвать его «невпопад», и слава поэта Пушкина пребудет, пока «жив будет хоть один пиит» «в подземном мире».
Вкрадчивая просьба Лисицы к Вороне из крыловской басни: «Спой, светик, не стыдись» перефразирована на сленговый лад: «Спой, светик, не светись». И, наконец, месяц из стихотворения Жуковского, который словно «растворяет» душу лирического героя «сладкой тишиной», в интерпретации одного из студентов-филологов растворяет его тоже сладкой, но уже «тошнотой»…
Итак, я воочию убедился, что абсурдность отдельных высказываний из школьных сочинений — не единственное, с чем рискует столкнуться преподаватель. Грешны и студенты — одни невольно, другие — из-за лености. И все же именно им — спасибо. В противном случае и эта заметка не состоялась бы.
Вы собираете оговорки студентов, а я как-то взялась собирать ошибки тех, кто работает в интернете «писателями», я их так называю. Большая коллекция получилась..