Сжатое изложение на ОГЭ по русскому языку
Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.
Что такое сжатое изложение?
Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).
Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).
Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.
Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?
Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.
Разберёмся с каждым критерием в отдельности.
Критерий 1. Содержание.
От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.
Что такое микротема?
Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).
Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.
Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.
Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.
Критерий 2. Сжатие текста.
При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.
Что такое приёмы сжатия текста?
При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.
Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.
Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.
Основные приёмы сжатия текста:
1. Исключение.
Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?
Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!
Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?
Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.
Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.
Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.
2. Обобщение.
Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.
3. Упрощение.
Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.
спасибо большое вы меня выручили
спасибо учителю
Блогадарю очень помогли
Спасибо большое!
Сколько должно быть микротем? 3 или 4? Или всегда по-разному?
Мария, в последнее время тексты для изложений ОГЭ включают три микротемы. Три микротемы и в тексте демоверсии ОГЭ по русскому языку.
Хотел спросить, будут ли оценивать изложение объёмом в 70-110 слов, если в оригинальном тексте 164 слова.
Вадим, объём изложения должен быть не менее 70 слов. Так сказано в формулировке задания. Изложение объёмом в 70 — 110 слов будет оцениваться.
если получилось 96 слов — это очень критично?
Юлия, не думаю, что это критично.
Если в моем изложении 133 слова, мне сильно снизят баллы за него? В оригинале 161 слово. Переживаю жутко. От волнения и расписала так много 🙁 Хочу пятерку, но теперь переживаю из-за изложения, что вдруг не хватит баллов.
Наталья, паниковать не стоит. Если ты правильно использовала способы сжатия в каждом абзаце, то количество слов в изложении не станет определяющим фактором для выставления баллов. К тому же многое зависит от конкретных экспертов, которые будут проверять твою работу.
спасибо, успокоили
Спасибо за ответ. Просто для меня очень важно получить эту пятерку. Надеюсь, что все будет хорошо и попадутся снисходительные эксперты.
сколько баллов снимается , если не поделил верно на абзацы в изложении?
Вика, за одно нарушение абзацного членения текста снимается один балл по третьему критерию. За два нарушения ученик теряет по этому критерию два балла (из двух).
Мне снизят баллы за то,что я начал второй абзац с последнего предложения первого,то есть одно предложение оказалось в другом абзаце?Но смысл абзацев не исказился.
Вадим, судя по твоим словам, ты правильно отразил все микротемы, но допустил одно нарушение абзацного членения текста. Возможно, будет снижен балл по третьему критерию.
Здравствуйте! Скажи, пожалуйста, сильно ли влияет на оценку количество слов? 99 слов в изложении не слишком много?
Анастасия, если в изложении правильно использованы способы сжатия, количество слов может и не повлиять на оценку. Не думаю, что 99 слов — это слишком много.
Скажите, пожалуйста. А вот если у меня получилось в изложении 93 слова. Мне могут вообще не оценивать изложение?
Екатерина, не вижу причин не оценивать такое изложение.
Ачто если все микро темы раскрыту но слов от 65-72 не посчитал
Коля, объём изложения должен быть не менее 70 слов.
А если в изложении 65 слов, оно проверяется?
Меня тоже очень интересует вопрос: В моем изложении все микротемы раскрыты, а слов оказалось только 65, а учитель поставила — ноль баллов. Это правильно ? ведь это должно влиять только при оценивании ГК, тем более в сочинении уменя 90 слов было
А что если я не написал хоть одну микротему?
А предлоги считаются за слова?
Предлоги, союзы, частицы — это слова, они входят в подсчёт.
что будет если не напишешь сочинение
Будет меньше баллов за работу.
Потеряете баллы по первому критерию.
такой вопрос. А что значит «Оптимальное количество слов в изложении» это только 5 или 5,4,3,?
каким образом орфографические ошибки влияют на итоговый балл за изложение?
Снижается балл за грамотность (орфография), которая оценивается по двум работам — изложению и сочинению — вместе.
Спасибо большое за консультацию! НО! Было бы здорово, если бы в примеры были бы по текстам из банка заданий ФИПИ. Например — сразу первый текст, про «луч доброты». Поскольку тексты там не информативные, а философские, и сжимать их гораздо сложнее, чем в указанных выше примерах. На мой взгляд (взрослого, давно учившегося, еще в советской школе, когда не было подобных заданий) эти тексты можно только пересказать 3 предложениями, затем — писать, что помню, и просто вычеркивать ЛЮБЫЕ предложения кроме этих трех главных. Ну вот ума не приложу — зачем такой сизифов труд… И вряд ли на экзамене будет на это достаточно времени.
Мой ребенок пишет 110-115 слов (хорошо, связно) и получает за это двойку — недостаточно сжато. И уже полностью смирился с 0 балллов…
я не умею писать изложения,читаю как их правильно писать.но все равно не помогает.Что делать????
А если в изложении 90 слов это может повлиять на оценку?
Объясните мне, что значит
Среди предложений 1—5 найдите предложение с необособленными согласованными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 24—31 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 14—18 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
Не шарю…
Здравствуйте. А как быть с причастными и деепричастными оборотами? У меня предложение: » Читающий человек грамотно говорит» Это к примеру.
Сколько баллов снимут,если 1 предложение определил во 2 абзац,а не в 3?
Что будет , если в сочинении + изложении больше слов , чем 290?
Спасибо большое Вам за такой замечательный блог! Ваш ресурс помогает нам, девятиклассникам, подготовиться к ОГЭ по русскому языку. Слежу за всеми обновлениями на сайте, еще раз хочу сказать спасибо за ваш труд!
Можно писать своими словами??
Можно. Но основная информация должна быть передана верно.
А если в тексте будет перечисление, то сколько баллов снимут?
скажите пожалуйста что будет если ты не выделил обзатцы не успел
Здравствуйте!Можно ли написать изложение менее 70 слов,но в сочинении добрать их?Ведт в сумме они оба должны составить 140
Здравствуйте. Да, в данном случае считается количество слов в обеих работах.
При написания изложения одно из предложений входящих во второй абзац написала в первом.Сильно снизят за это баллы?Переживаю жутко.
Наталья, за одно нарушение абзацного членения текста могут снизить один балл по критерию 3 «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения».
Диана, скорее всего, 0 баллов по третьему критерию.
Леся, если в каждом из трёх абзацев использовано хотя бы по одному способу сжатия и объём изложения соответствует нормам, баллы сняты не будут.
Здравствуйте,я написала изложение,применяя приёмы сжатия,передала все темы,но не правильно выделила абзацы.Сколько баллов могут дать за такое изложение?Хотя бы примерно
Добрый день,я написал изложение,передав все темы,и используя приёмы сжатия,но,к сожалению,не правильно определил абзацы.Как могут оценить такое изложение?Сколько баллов вычтут?
Сегодня писали ОГЭ по русскому языку. Скажите, 110 слов по изложению не слишком много? Просто, нас всегда предупреждала учительница писать от 70 до 90, максимум 95. Я не могу сильно сокращать изложение, многое считая важным.
А что если у меня в изложение 73 слова это не мало ,
Что будет , если я забыла в изложении поставить две кавычки и две тире ? И сколько баллов могут поставить за это?
Что будет, если я неправильно определил микротемы? Изложение засчитают?
Если неправильно определены микротемы, возможно, будут баллы по другим критериям.
За пунктуационные ошибки будут снижены баллы за грамотность (от 0 до 2).
Желательно, чтобы в изложении было от 70 до 90 слов.
Виктор, скорее всего, будут снижены балы по третьему критерию (от 0 до 2).
Подсчитывать количество слов выпускникам не нужно, это сделают эксперты.
Здравствуйте. У меня получилось изложение 50 с чем-то слов. За это снимают все баллы,да?
если у меня 178 слов, а в изначальном тексте 479, то это нормально?
Катя, если это экзаменационное изложение, то его оптимальный объём — 70-90 слов.
Что если у меня 92 слова?
Здраствуйте. Как я поняла, абзац и микротема — понятия разные. То есть если я определила все микротемы, но неправильно расставила абзацы, то мне снизят балл за абзацы, но поставят максимум баллов за микротемы?
Здравствуйте, в изложении написала риторические вопросы (они были в изначальном тексте), после экзамена мне сказали, что их не надо было писать. Снизят ли за это баллы? В сжатом изложении 73 слова
Здравствуйте. Если в изложении меньше 70 слов, есть шанс получить 5 или 4? Если, например, слов в изложении ~60, а в сочинении 110, то есть шансы? Или в любом случае, если в изложении менее 70 слов, то поставят 0 баллов?..
Пожалуйста, ответьте, я уже не знаю, как жить с этой мыслью.
Здравствуйте !Я хотела спросить если я написала изложение и сочинение ,но по тестовым заданиям если я получу 8 баллов ,могу ли я получить 4 ??? Срочно!!!!
Аминка, максимальный балл за изложение — 7, за сочинение — 9. Плюс баллы за грамотность (максимум — 10). Но учти, что «4» ставится за ОГЭ в том случае, если набрано не меньше 4 баллов по критериям ГК1-ГК4 (грамотность).
Мария, суммируется количество слов за обе работы. Шансы есть.
Диана, не снизят, если в каждом из трёх абзацев использованы способы сжатия.
Эвелина, именно так.
Лиза, не думаю, что это критично)
если я добавил одну лишнюю микротему, будет ли это считаться нарушением абзацного членения?