Стать грамотным

«У кого нет памяти, у того нет жизни» (Валентин Распутин)

Март 22, 2015 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 0

У кого нет памяти, у того нет жизниВынесенные в заголовок этого эссе слова принадлежат героине повести русского писателя Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» — старухе Дарье Пинигиной. Это как раз тот случай, когда голос автора совпадает с голосом героя произведения, хотя бывает это не так уж и часто. Распутин, которого наряду с Ф.Абрамовым, В.Беловым, Б.Можаевым и некоторыми другими авторами, критика отнесла к разряду писателей-деревенщиков, одним из первых ощутил (и время лишь подтвердило его правоту и прозорливость), насколько остро встала перед всеми нами проблема исторической памяти. Точнее сказать, проблема беспамятства. Потому что для тех, кто благодарно хранит эту память, никаких проблем нет – живи, смотри в будущее, помни о прошлом, бери из него в сегодняшний день всё лучшее, что только может пригодиться.

Тип Ивана, не помнящего родства (если выражаться чисто по-русски), встречается и на страницах книг других писателей. Например, Чингиз Айтматов в повести «Буранный полустанок» именует таких «персонажей» манкуртами. А тот же Распутин в своем последнем крупном произведении – повести «Пожар» — дал тем, кто живет одним днем, прозвище «архаровцев». Только разве в названии дело? Проблема была, есть и остается. Более того – продолжает усугубляться. Почему? Каковы конкретные проявления исторического беспамятства и его корни?

Обратимся к военной тематике. Всё меньше носителей правды о Великой Отечественной войне, ряды ветеранов редеют год от года. Неизбежен такой момент, когда не останется никого. Но уже сейчас совершенно очевидна тенденция: чем мы дальше от войны, тем меньше о ней пишется объективных книг и особенно снимается правдивых фильмов. Основной акцент делается не на гуманистический, а чисто зрительный эффект. Вот почему в прокате с треском провалился так распиаренный в прессе «Сталинград» Федора Бондарчука. И не он один! Присмотреться внимательно к лицам современных актеров, сравнить с теми, что были на советских экранах – и понимаешь, где правдоподобие, бьющее по живому, а где надуманность и фальшь. Ну, не было тогда таких лиц и таких ситуаций! Ну, хочется нашим «звездам» лишний раз «засветиться» еще – Бога ради! Только не трогайте святое! Пока еще святое…

Стоит ли удивляться тому, что для современных школьников такие, далеко отстоящие от нас в истории события, как монголо-татарское иго или война с Наполеоном, воспринимаются абсолютно абстрактно, на основе исключительно книг и фильмов. А разбираться в том, какого качества книги и кем сняты фильмы, не всегда хочется и есть желание. А «переписчиков» истории хватает везде. Когда-то на этом поприще отличались американцы, норовившие в корне исказить историю Второй мировой войны, приписав победу в ней исключительно своей державе. Сегодня и Западная Европа решила не отставать. Крым стал своеобразной лакмусовой бумажкой, благодаря которой проявилось истинное отношение т.н. «цивилизованного» мира к нам, к России.

Когда, в 90-е годы, чеченские террористы чувствовали себя на территории России свободно и вольготно, взрывали дома и захватывали заложников в школах и больницах, западная пресса просто захлебывалась от восторженной истерики в адрес, например, Шамиля Басаева – дескать, новый Шамиль, борец за независимость. И невдомек им было (или делали вид, что невдомек), что тот Шамиль, которого они вспомнили, был человеком куда более сложным, чем бандит и убийца Басаев, что после своего поражения он еще несколько лет верой и правдой, вместе с сыновьями служил русскому царю. Конечно, эти факты не вписываются в систему координат творцов «альтернативной истории».

Последние же события на Украине всколыхнули еще одну страницу истории – трагическую, позорную, черную. Это бандеровщина. Конечно, именовать современных украинских политиков, даже самых отъявленных экстремистов, бандеровцами, как это делают в некоторых российских СМИ, — явный эмоциональный перебор. С другой стороны, еще сын полицая, бывший президент Украины Ющенко поднял имя Степана Бандеры на щит и распорядился присвоить ему звание национального героя. Как говорится, без комментариев… Им бы всем учебник истории в руки. А еще лучше – дать беспристрастную статистику и показания очевидцев. Да ведь всё они знают! Значит, злонамеренно и целенаправленно пытаются убить историческую память. То же самое, кстати, касается и политики прибалтийских государств. Да, Советский Союз присоединил их к себе силой, они никогда не были и не стали вполне советскими по духу, но закрывать глаза на то, что за эти территории пролили кровь сотни и тысячи советских солдат, навсегда оставшихся лежать в этой земле, не только преступно, но и подло.

До сих пор некоторым не дают покоя судьбы генерала Андрея Власова и казачьего атамана Петра Краснова, служивших гитлеровцам верой и правдой. По счастью, реабилитации они ни пока, ни, хочется надеяться, в долговременной перспективе, не подлежат. Предательство – всегда предательство, в какие бы одежды оно ни рядилось и какими бы красивыми словами ни прикрывалось.

Разумеется, не стоит видеть эту проблему в одном черном свете. Вспомним хотя бы, какой резонанс вызвал фильм «Мы из будущего». Особенно символичен финал, где один из вернувшихся в наше время юнцов, сдирает с кожи свастику, и когда в городе повзрослевшие ребята лицом к лицу оказываются с шантрапой, у которой неонацизм еще не выветрился из голов. Такие фильмы патриотичны в лучшем смысле слова. И они очень нужны!

Да и история с Крымом, с историческим возвращением к нам этой исконно нашей территории обострила чувство национальной гордости, заставила теснее сплотиться вокруг президента Путина, пробудила интерес к событиям полуторавековой давности, к трагическим месяцам Крымской войны, когда против нас, как и сегодня, по сути, оказалась вся Европа.

Что будет, если дать «разгуляться» всем любителям переписывать историю? Хаос, утрата всех мыслимых идеалов и ориентиров. Так что, как это ни грубо прозвучит, надо вовремя давать по мозгам и по рукам тем, кто пытается повернуть историю вспять и обесценить святыни, которые – на все времена. Если не мы, то кто?

Павел Николаевич Малофеев

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: