Стать грамотным

Управление образованием в современных экономических условиях

Июль 22, 2015 / Мысли о языке. И не только... / Комментарии: 0

Управление образованиемДуховная сфера никогда не успевала за стремительно развивающимся научно-техническим прогрессом. Но до поры до времени образование в нашей стране было полностью бесплатным и альтернативы ему просто не было. Эта бесплатность и успокаивала, и развращала одновременно.

Всё изменилось в постсоветское время. Часть вузов были переведены на местное финансирование и, не найдя богатых спонсоров, просто закрылись. Появилось понятие «учиться по контракту». Стремительно возросло общее количество дипломированных специалистов – особенно бухгалтеров, юристов, психологов. Но к диплому далеко не всегда прилагался настоящий профессионализм и элементарная человеческая порядочность. Вот и получилось, что тех, кто учится ради диплома, гораздо больше тех, кто учится ради знаний. Так было всегда, но крен чувствовался в меньшей степени.

Кто сегодня находится во главе образовательной системы? Преимущественно женщины. Мужчина в школе – почти «ископаемое» существо. Отпугивают низкие зарплаты, женский диктат, высокая ответственность. Между тем, современная школа остро нуждается в мужчинах. А откуда им взяться, если педагогические вузы признаются не эффективными и перепрофилируются или закрываются? Да и не идут на гуманитарные факультеты выпускники школ. Трудно учиться. Хотя кто сказал, что учиться должно быть легко? Впрочем, обо всем этом я уже писал в одной из предыдущих статей, размещенных на данном сайте, и повторяться необходимости нет.

Самим руководителям образовательных учреждений тоже не позавидуешь. На них в свою очередь давят чиновники из гороно, а на тех – из самих столичных министерств. А насколько увеличилось количество бумаг! Они, как паразиты, — плодятся и размножаются. А люди тонут в этом своеобразном «море», и не видят живого дела.

Общая тенденция такова, что школы и вузы заставляют заниматься хоздоговорной деятельностью, приносящей прибыль. И даже слушать не хотят о том, что бизнес и образование – две вещи несовместимые. Примерно как в знаменитом романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» — хотят, чтобы «утром деньги, вечером – стулья». А так не бывает и не будет никогда!

Нельзя сказать, что экономическое положение школ улучшилось только от того, что они стали называться лицеями и гимназиями. Смена вывески еще ничего не значит. Да, школы компьютеризированы, редкий урок обходится без презентаций, но эти денежные вливания не приводят к серьезному улучшению качества образования. Вот вам и еще одна проблема, которая требует разрешения.

Вуз, в филиале которого я работаю вот уже тринадцатый год, поменял название. Теперь это Пермский национально-исследовательский политехнический университет. Мы стали заложниками новой ситуации. Каждого преподавателя обязывают заниматься хоздоговорной деятельностью. Вынь да положь 180 тысяч в течение учебного года. Любой ценой. Это помимо основной учебной нагрузки. Спасибо, что хоть зарплату не урезают. Точнее, она падает сама из-за падения нагрузки как таковой. Было время – давали две ставки остепенным специалистам. Сегодня с трудом «наскребают» одну ставку, и то не всем.

Наконец, принцип подушевого финансирования тоже палка о двух концах. Как эффективнее работать – когда в классе 25 и более человек, или когда всего несколько? Ответ на поверхности. Но вот беда – нескольких человек обучать экономически невыгодно и дорого. Только непонятно – мы план выполняем на проценты или на души?

Словом, экономика оказывает на образовательную сферу не самое положительное влияние. А что делать – как говорится, кто платит – тот и музыку заказывает… Деньги развращают. Большие деньги развращают в разы. Не каждая семья потянет студенческую «пятилетку» для сына или дочери. Выход один – учиться как следует и стараться поступить на бюджет. Таковы наши реалии.

Павел Николаевич Малофеев

Коллекция готовых сочинений

Добавить комментарий